ЛЮБОВЬ И СТРАСТЬ, СЛУГА И ГОСПОДИН. ВЕГА КАРПЬО
«Важнейшее правило искусства гласит, что оно не может подражать ничему иному, кроме правдоподобного», — так знаменитый поэт и драматург «золотого века» Возрождения в Испании, родоначальник испанской национальной драмы, формулировал свое, как сказали бы сегодня, творческое кредо. Мастер изящной интриги и любовного конфликта, Лопе Феликс де Вега Карпьо вошел в историю литературы гуманистом, верящим в возможность счастья для человека, в его право на свободный выбор, не скованный социальными условностями, в красоту души и достоинство духа.
Творить Лопе де Вега начал рано, и, по свидетельствам исследователей, свою первую пьесу под названием — «Истинный любовник» написал в тринадцатилетнем возрасте. Общее же число созданных им произведений разнится в современных библиографических источниках. Однако красноречив факт, согласно которому до нас дошло около 500 произведений: это значит, что творчество прославленного испанца нашло живой отклик не только в сердцах учеников (вспомним знаменитую школу драмы Лопе де Вега!) и современников, но и в душах чутких к человеколюбию потомков.
Большую часть наследия драматурга составляют любовно-семейные комедии — пьесы с ярко выраженной интригой (в этом Лопе де Вега следует принципиальной установке на вкус современного зрителя, который ждет от сценического действия узнаваемых, но одновременно ярких жизненных форм). При этом драматическая интрига не столько доминирует, сколько служит посредником в выражении гуманистической концепции драматурга, согласно которой человек — независимо от своего общественного и материального статуса — достоин личного счастья. Психология любви и страсти, сложная иерархия взаимоотношений между ними, жизнеподобная природа драматического конфликта, разрешая который герои идут на риск, презирая тактику социального компромисса, — все служит утверждению ценности личности, свободной и заслуживающей счастливой судьбы. Драматург-гуманист показывает человека, которому «рождение не прибавляет заслуг и не отнимает их у него, ибо оно не зависит от его воли, но за свои поступки, как хорошие, так и дурные, он полностью отвечает сам». Художественной иллюстрацией тому служит фрагмент монолога сметливого слуги, поучающего своего мятущегося господина, из комедии «Собака на сене»:
В былые времена, сеньор,
Жил Цезарь, герцог своевластный.
Он начертал в своем гербе:
«Иль Цезарь, иль ничто». И вот Такой случился оборот В его заносчивой судьбе,
Что написали вслед за тем:
«Иль Цезарь, иль ничто, — сказал ты;
И то, и это испытал ты:
Был Цезарем — и стал ничем».
По мысли Лопе де Вега, внутренняя красота человека, его способность любить и стремление к счастью не могут регламентироваться социальным происхождением, положением, статусом. Проводя эту идею красной нитью через все свое художественное творчество, великодушный гуманист неизбежно идеализирует жизнь, потому и финалы многих его комедий оказываются скорее мнимо счастливыми, нежели действительно таковыми. Интригующий психолог человеческой души, достигший пика веры в человека, Лопе де Вега начинает закономерно ощущать «нестыковку» между жизнью, какой она должна быть, и той, что есть на самом деле. И с этим связаны намечающиеся в его позднем творчестве черты кризиса оптимистического мироощущения и явный крен в сторону нарождающейся барочной эстетики. Это подтверждается и собственной жизненной практикой драматурга, пришедшего в конце жизни к смирению и аскетизму.