ЗАПОЛНЯЯ ПУСТОТУ. ЧЖАН АЙЛИН БИОГРАФИЯ

ЗАПОЛНЯЯ ПУСТОТУ. ЧЖАН АЙЛИН.

Не во всем соглашаясь с представленной в китайской литературе картиной мира, своеобразно воспринимая ев­ропейскую культуру, Чжан Айлин стремится восполнить пробелы, образовавшиеся в западном представлении о Китае. Основная тема ее произведений при этом — отно­шения мужчины и женщины.

Хрупкая красавица в строгом ципао, профессор литера­туры, писатель, киносценарист, публицист и педагог — все это Чжан Айлин.

В одном из своих просветительских эссе, в которых она попыталась просто и доступно объяснить Китай европей­цам, Айлин писала: «Люди из разных стран мира имеют схожие ощущения относительно того, что китайцев отли­чает от остального мира — это то, что возникает ощущение «пустота, все — это пустота» и на этом все останавливается. Китайцы смотрят, как опадают цветы и течет вода, как от ветра текут слезы, долго вздыхают на луну, чувствуют временность жизни, но здесь они останавливаются и не идут дальше. Смерти не избежать, но они от этого не пада­ют духом, не теряют надежды, не становятся своевольны­ми, жадными, не прибегают к разврату — для европейцев это было бы вполне логично. Так европейцы времен Ре­нессанса, если не верили в вечную жизнь после смерти, то еще больше веселились и творили зло, так шумели, что переворачивались небо и земля».

Жизнь Чжан Айлин —- постоянное противостояние этой равнодушной Пустоте. В восемнадцать она успешно сдала экзамены и поступила в университет Лондона, но боевые действия в Тихом океане помешали ей добраться до Анг­лии и девушка подала документы в Гонконгский универси­тет. Однако на Родине неспокойно — Айлин бросает учебу и возвращается в Шанхай, где начинает активно писать. Деятельная позиция молодой бунтарки, поднимающей в своих рассказах самые острые современные вопросы: о взаимоотношениях мужчины и женщины, о свободе внутри семьи, о детях и их воспитании, привлекают мил­лионы читателей, ее произведения печатаются огромными тиражами. Стремление говорить о злободневном приво­дит Айлин в журналистику: писательницу приглашают и в китайские, и в иностранные журналы. Однако после создания КНР Чжан Айлин подвергают резкой критике в социалистическом духе: новому руководству значительно выгоднее традиционная Пустота в душах и головах людей. Айлин эмигрирует в Гонконг, работает в Информацион­ном агентстве и сотрудничает с театром. Через некоторое время Чжан Айлин уезжает в США, где по-прежнему много пишет и переводит собственные произведения на анг­лийский язык. Писательница читает лекции по китайской литературе в лучших учебных заведениях Соединенных Штатов: в университете Калифорнии в Беркли, в универ­ситете Майами в Огайо и Рэдклиффском институте неза­висимых исследований в Кембридже.

И в художественном мире Айлин пустоты нет. Ее ге­рои — живые, страдающие и мятущиеся натуры, которым недостаточно повседневности и обыденности. Они зада­ют вопросы и ищут ответы, отправляются в путешествия в поисках Истины, спорят, ругаются, восстают — они живут жизнью, в которой обязательно должны быть цель и смысл, противостоящие Пустоте.

Может быть, поэтому не только китайская, но и евро­пейская публика интересуется творчеством Айлин: снятый по ее повести фильм «Вожделение» в 2007 году был удосто­ен «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.