Появление жанра «авторской песни». 1960-е гг. стали периодом, когда жанр «авторской песни» начал становится массовым. Этому способствовало само время, наполненное романтикой и культом настоящей дружбы, представлениями о чести и долге. Энтузиазм творчества выливается в стремление петь стихи под нехитрый аккомпанемент. Особое место в культуре «авторской песни» занимает творчество В. С. Высоцкого, отличающееся тематическим богатством и той искренностью, которая находила отклик у людей самых разных социальных и культурных слоев. Лирический герой песен В. С. Высоцкого — это романтик, ценящий в жизни вечные категории: дружбу, любовь и т.д.
Военная тематика. Песни В. С. Высоцкого о Великой Отечественной войне отличались особой эмоциональностью и психологической достоверностью:
Мне этот бой не забыть нипочем Смертью пропитан воздух, —
А с небосклона бесшумным дождем Падали звезды.
Снова упала — и я загадал:
Выйти живым из боя, —
Так свою жизнь я поспешно связал С глупой звездою.
«Песня о звездах» (1964)
Отражение некоторых аспектов военной жизни получало часто в песнях поэта трактовку, отличающуюся от официальной версии. Например, говорить о штрафных батальонах, которые отправляли порой на верную смерть, было не принято, а поэт пишет о них песню:
У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистского бродягу,
И если не поймаешь в грудь свинец Медаль на грудь поймаешь за отвагу.
«Штрафные батальоны» (1964)
Война предстает в песнях В. С. Высоцкого не только как глобальное событие в истории страны, но и как трагедия конкретного рядового бойца. Мир остается, солнце опять встает на востоке, но только оно уже никогда не взойдет для одного:
Почему все не так? Вроде — все как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только — он не вернулся из боя.
«Он не вернулся из боя» (1969)
Честь и достоинство человека, истинный патриотизм и способность отдать жизнь, чтобы спасти ее другому, — качества, которые ценятся в любое время. Но там, где между жизнью и смертью один шаг, человек проверяется легко и быстро, потому и говорит герой песни В. С. Высоцкого «Давно смолкли залпы орудий…»:
Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошел с ним в разведку?
Нет или да?»
«Дворовая» тематика. «Дворовая» романтика была знакома практически всем мальчишкам послевоенного времени. В таких песнях автор часто прибегает к приему ролевой игры. Само произведение строится в соответствии с традициями городского фольклора. Использование просторечий, жаргонных и бранных словечек отвечает стилистике песен данной тематики и помогает передать социальный статус героя. Например, в песне «Я был душой дурного общества» автор использует слова скокари и щипачи, значение этих лексических единиц известно только в среде, где употребляют жаргон (скокарь — грабитель, щипач — карманник), лирический герой демонстрирует, что он вхож в «дурное общество»:
Свой человек я был у скокарей,
Свой человек — у щипачей,
И гражданин-начальник Токарев Из-за меня не спал ночей.
«Я был душой дурного общества» (1961)
Спортивная и альпинистские песни, В песнях данной тематики В. С. Высоцкий использует принципы романтического двоемирия. Благородные, честные герои не могут примириться с миром, в котором все строится на компромиссах. Часто в песнях возникает мотив свободы и риска, особенно повышающий вкус к жизни, и именно в таких произведениях поэт говорит о настоящей дружбе:
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял — хмельной, —
Значит, как на себя самого Положись на него!
«Песня о друге» (1966)
Для придания большей достоверности поэт включал в тексты профессиональную лексику.
Любовная тематика. Песни о любви В. С. Высоцкого исполнены чистоты и искренности. В них лирический герой готов по-рыцарски преданно служить своей возлюбленной:
Дом хрустальный на горе — для нее,
Сам, как пес бы, так и рос — в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
«Дом хрустальный» (1967)
Сатирические песни. В основе многих песен лежит жизненная ситуация. В шуточных произведениях главным героем часто становится «маленький человек»:
Ой, Вань, гляди, какие клоуны!
Рот — хоть завязочки пришей…
Ой, до чего, Вань, размалеваны,
И голос — как у алкашей!
«Диалог у телевизора» (1973)
За анекдотичностью и веселостью скрываются серьезные вещи: автора интересует двойственность положения героя в обществе: с одной стороны, «маленький человек» всего лишь винтик огромного механизма, жертва системы, но с другой, безропотность его позиции делает героя виновником собственного унижения.
Философская тематика. Размышления о несовершенстве человеческого бытия, стремление пробудить в человеке нравственные принципы составляет основу большинства песен В. С. Высоцкого. Отсутствие свободы становится привычным состоянием современного человека:
Сам виноват — и слезы лью, и охаю:
Попал в чужую колею глубокую.
Я цели намечал свои