Кто и что является объектами осмеяния в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Каковы художественные особенности «Сказок» М.Е. Салты­кова-Щедрина?

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические обра­зы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М.Е. Сал­тыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, напол­няя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встре­чаются народные пословицы, сказочные формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать»). Сказки написаны эзоповым язы­ком, благодаря чему можно было избежать цензурных запретов. Например, М.Е. Салтыков-Щедрин о человеке, который попал в ссылку, говорил, что он познакомился «с Макаром, который телят не гонял».

Что роднит сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина с народными?

С народной сказкой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина роднит использование фольклорных приемов (сказочный зачин, сказоч­ные формулы), традиционные аллегорические образы зверей, народное миропонимание. Кроме того, в языке сказок использу­ются народные пословицы и поговорки.

Кто и что является объектами осмеяния в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Объектом осмеяния в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина яв­ляется самодержавие («Медведь на воеводстве»), господа, живу­щие за счет народа («Повесть о том, как один мужик двух гене­ралов прокормил», «Коняга», «Богатырь»), буржуазные либера­лы, якобы заботящиеся о народе («Орел-меценат», «Коняга»), мораль обывателей («Премудрый пескарь»).

Что объединяет деятельность всех градоначальников в «Ис­тории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

В «Описи градоначальникам» М.Е. Салтыков-Щедрин пока­зывает, что общее в их деятельности — разорение и притеснение народа, под какими бы лозунгами это не происходило. Каждый из них «делал поход против недоимщиков», «обложил в свою пользу жителей данью». Органчик управлял с помощью двух слов: «Не потерплю!» и «Разорю!» Угрюм-Бурчеев усмирял глуповцев одним только взглядом, который «вызывал опасение за чело­веческую природу вообще». Среди градоначальников были та­кие, которые секли «абсолютно», другие — цивилизованно, тре­тьи — просвещенно. Но суть отношений с народом Глупова оста­валась одной — угнетение.

Каков идеал общественного устройства Угрюм-Бурчеева в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Идеалом общественного устройства Угрюм-Бурчеева является казарма. Его понятие о справедливости «не шло дальше всеобщего равенства перед шпицрутеном». Внутри его района «можно было только маршировать». Все многообразие жизни он хотел втиснуть в прямую линию и «притом с таким непременным расчетом, чтобы нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни нале­во». Особенно ярко М.Е. Салтыков-Щедрин рисует образ идеально­го города, каким представлял его Угрюм-Бурчеев.

Каков смысл финальной сцены в «Истории одного горо­да» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

В финале повести появляется грозное «Оно», а Угрюм-Бурче­ев исчезает. Предвестием «Оно» послужил момент, когда глуповцы «взглянули друг на друга — и вдруг устыдились». Тогда и нача­ло что-то назревать, что неминуемо должно было привести к изменению порядков. Жители города поняли, что «из Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов, а не через манную кашу».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.