МЯТЕЖНЫЙ дух. Байрон

Английский аристократ, он бросил вызов парламенту, традиции и несвободе. Он призвал палату лордов защи­тить рабочий люд. Он преодолел увлечение просвети­тельскими идеями, аккумулировал в своей поэзии лучшие черты романтической эстетики и пришел к реалистиче­ским обобщениям. Он сменил родовой замок на экзотиче­ские пейзажи Испании, Греции, Албании, Турции, Мальты. «Мировая скорбь» Джорджа Ноэла Гордона Байрона пере­росла во всемирную славу поэта.

Черты романтического мироощущения наметились уже в первом сборнике стихотворений начинающего поэта — «Часы досуга», получившем негативную оценку журнала «Эдинбургское обозрение». В это время лорд Байрон (ари­стократический титул он в 10-летнем возрасте унаследовал наряду с поместьем Ньюстедот двоюродного деда) получает образование в Кембриджском университете. И немедленно проявляется гордая натура поэта: по мотивам отрицательных критических откликов он пишет сатирическую поэму «Ан­глийские барды и шотландские обозреватели», от издания которой, как видно из предисловия к произведению, его вся­чески отговаривали друзья.

Из трусости молчать я не желаю!

Пусть критики клевещут и бранят,

Глупцам я посвящу сатиры яд.

Перо мое, свободы дар бесценный!

Ведомый желанием освободиться от консервативных общественных условностей, поэтическим сердцем ощу­щающий болезненный разрыв между мечтой и действи­тельностью, Байрон в своем творчестве создает образ молодого исключительного героя, пресыщенного впе­чатлениями светской жизни, утомленного бездействием, разочарованного в идеалах и алчущего безграничной вну­тренней свободы от внешних оков. Такого героя назовут «байроническим» в честь его создателя, а в творчестве поэта высшим художественным воплощением этой роман­тической концепции станет поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», написанная Байроном во время путешествия по странам Ближнего Востока (где поэт стремился «не по книгам создать свое мнение о человечестве») и частично опубликованная в 1812 году.

В это время Байрон активно выступает в палате лордов: произносит речь в поддержку луддитов, крушащих стан­ки, пришедшие на смену ручному труду и обусловившие стремительный рост безработицы; заостряет вопрос о по­литическом положении Ирландии; рассуждает о неприкос­новенности депутатов парламента. Позиция Байрона всегда категорична, в конечном итоге он со скандалом покидает палату лордов и, пережив громкий развод с женой (масла в огонь с удовольствием подлили многочисленные недобро­желатели гордого поэта), саму Англию, куда ему так и не су­ждено будет вернуться. Подобно своему герою, Байрон на­чинает вести жизнь непризнанного изгнанника-скитальца.

Интересно, что в своем странничестве Байрон всегда оказывался, как сказали бы сегодня, в «горячих точках». Так, он принял участие в освободительном движении итальянских карбонариев против австрийского владыче­ства, а впоследствии, покинув Италию, примкнул к рядам греческих патриотов, боровшихся с турецким игом. Поэт и умер в Греции от тяжелой лихорадки, благодарная чужая страна объявила в его честь национальный траур.

Последним и неоконченным произведением поэта стал «Дон Жуан», который в жанровом отношении ско­рее определяется как роман в стихах, нежели как поэма, за счет художественного анализа (сделанного на основе нарождающихся принципов реалистического письма) причин формирования характера героя. Финальные сцены произведения должны были изображать участие Дон Жуа­на в Великой французской революции, что в очередной раз свидетельствует о бесконечной мятежности самого поэта, «властителя дум», как назвал его Пушкин, определившего пути развития мирового романтизма.

На этой странице искали :

  • биография мятежного духа