Произведения о Войне Некрасов Виктор Платонович

Основной темой советской литературы в послевоенные годы бы­ло осмысление подвига народа в борьбе с фашистскими оккупанта­ми. Писатели-фронтовики не могли не поделиться своими воспо­минаниями о трагических событиях в жизни страны и советского народа. Одним из первых правдивых произведений о Великой Оте­чественной войне стала повесть В. Некрасова «В окопах Сталин­града».

Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) в августе 1941 г. был мобилизован, прошел всю войну. В памяти Некрасова было множество типов и образов, связанных с самыми трагическим стра­ницами истории страны. Сразу же после окончания войны им была написана книга «В окопах Сталинграда». Повесть появилась в ав­густе 1946 г. в журнале «Знамя». В следующем году писатель был награжден Сталинской премией. Однако в печати стали появлять­ся статьи, обвиняющие автора в излишней правдивости. Правду о войне Некрасов нес и в следующих военных рассказах: «Рядовой Лю­тиков» (1948), «Сенька» (1956), «Судак» (1958), «Посвящается Хемин­гуэю» (1959), «Вторая ночь» (1960), «Новичок» (1963). В 1974 г. В.П. Некрасов эмигрировал в Швейцарию, а затем в Париж. Книга «В окопах Сталинграда» долгие годы не издавалась.

Произведение Некрасова посвящено одному из трагических мо­ментов Великой Отечественной войны — Сталинградской битве. Именно она явилась началом перелома в ходе войны.

Повесть задумывалась Некрасовым как автобиографическая. Писатель хотел поделиться своими воспоминаниями и впечатле­ниями о бытности его полковым инженером, строителем укрепле­ний. Повествование идет от первого лица. Одним из главных геро­ев книги является лейтенант Игорь Керженцев. В повести много достоверного, написана она в лирической манере дневника. В изо­бражении событий повесть похожа на киномонтаж, где кадры бы­стро сменяют друг друга, мелькают и пропадают. Несмотря на фрагментарность изображаемого, впечатления разорванности нет. Повесть «В окопах Сталинграда» производит впечатление фоторе­портажа, в котором четко зафиксированы реальные события.

Особенное место в повести занимает вопрос о той цене, которую русский народ заплатил в этой войне. Были ошибки в командова­нии, за это судили, но люди все равно погибали. «Храбрость не в том, чтобы с голой грудью на пулемет лезть… Не атаковать, а овла­девать». Действительно, нужно беречь людей, чтобы было кому вое­вать. Но сохранить людей удавалось далеко не всегда. Там, где не хватало оружия, брали массой, заведомо посылая солдат на смерть. И все-таки победили.

Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» стала настоящей правдой о войне, написанной человеком, который сам воевал, сидел в окопах, командовал ротой. В. Некрасов был одним из первых пи­сателей, кто не испугался написать о неумном командовании, рав­но признать ошибки и победы, «дегероизировать» само понятие подвига, показав, что подвиг заключается в самой будничной жиз­ни солдата.

Повесть «В окопах Сталинграда» имела принципиальное значе­ние для дальнейшего развития военной темы в советской литера­туре. Она стояла у истоков столь заметно заявившей о себе на ру­беже пятидесятых и шестидесятых годов литературы фронтового поколения, которую потом называли «лейтенантской прозой». В. Некрасов был признанным ее лидером.

Писатели, которые, по словам Твардовского, «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке», составили целую плеяду хорошо известных имен. В течение шести-семи лет вышли в свет фронтовые лирические повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», Г. Бакланова «Южнее главного удара», Ю. Гончарова «Повесть о моем ровеснике», Б. Балтера «До свида­ния, мальчики», В. Быкова «Журавлиный крик», «Третья ракета» и «Фронтовая страница», В. Астафьева «Звездопад», К. Воробьева «Крик» и «Убиты под Москвой».

Излюбленным жанром этих писателей была лирическая по­весть, написанная от первого лица. Их проза не всегда строго ав­тобиографична, но она насквозь пропитана авторскими воспоми­наниями о фронтовой юности. У каждого из этих писателей была своя война, и все-таки многое в пережитом на фронте было дос­тоянием тысячи тысяч. Обыденный фронтовой опыт на солдат­ском и лейтенантском уровне приобрел новое качество при худо­жественном воплощении. В лирической повести он приближен к читателю так, что артиллерийская канонада и автоматные очере­ди не заглушают стонов и шепота, а в пороховом дыму и пыли снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.