ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Читая и анализируя классическое произведение, мы все больше учимся понимать людей и их поступки, сравнивать, анализировать. Персонажи книг, как и реальные люди, часто говорят не то, что думают, поступают не так, как мы от них ожидаем. Оценивая и осмысливая их действия, мы начинаем понимать не только их мотивы, но и мотивы поступков людей вокруг нас. Почему так происходит? Ведь большинство произведений, которые мы изучаем, написано достаточно давно: сто, двести лет назад. Казалось бы, все стало другим с тех пор: и люди, и общество, в котором они живут. Но это только на первый взгляд. На самом деле не изменились ни цели, ни средства их достижения. А значит, человек поступит сегодня, как поступил бы и двести лет назад.
В комедии «Горе от ума» Грибоедов высмеивает основные типажи своего времени, но не менее актуальны они и сейчас. Неудивительно, что эта пьеса до сих пор интересна читателям. Ведь если мы сравним нашего современника с Чацким, или Молчалиным, или Фамусовым, то все поймут, что имеется в виду.
В комедии автор как бы противопоставляет Чацкого всем остальным персонажам. В каждом из них есть черты, которые он обличает и высмеивает. Рядом с лишенным этих пороков Чацким Грибоедов поставил карьериста и лицемера Фамусова, откровенно ограниченного Скалозуба, высокомерных графинь Хрюминых. А Молчалин — это полная его противоположность. Все достоинства Чацкого существуют как бы в противовес его недостаткам.
Молчалин и Чацкий принадлежат к одному поколению, но занимают разное положение в обществе. Один из них, хотя пока и в невысоких чинах, но быстро идет в гору; у другого практически нет перспектив. Оба молодых человека добиваются одной и той же девушки — дочери Фамусова Софии Павловны. Но один искренне любит ее, другой же только «по должности» ухаживает за дочерью того, «который кормит и поит, а иногда и чином подарит». И все же София отдает предпочтение Молчалину. Почему? Она объясняет это сама.
Молчалин, по ее мнению (да и по мнению Грибоедова), полностью отвечает требованиям общества, в котором живет. Он с юных лет научился «угождать всем людям без изъятья», всегда со всеми соглашаться, потому что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь». Софии Павловне очень нравится эта черта Молчалина, ведь она — представитель того самого общества, в котором такое поведение — норма.
Грибоедов же симпатизирует Чацкому, причем за то, что больше всего шокирует и удивляет Софию. В противовес Молчалину у Чацкого обо всем и обо всех есть собственное мнение, которое он высказывает без всякого колебания. О модной, хотя и бездарной, книге одного «милейшего человека» отзывается так: «Я глупостей не чтец», некую Татьяну Юрьевну не стесняется назвать вздорной, несмотря на ее многочисленные связи.
София Павловна отмечает в нем эту черту, но то, как Чацкий «пересмеять умеет всех», пугает девушку. Ей куда спокойнее и привычнее с Молчалиным, ведь хотя и «нет в нем этого ума…», как она сама признает, но от него не услышишь лишнего слова, он «чужих и вкривь и вкось не рубит».
Но не только дочь Фамусова замечает разницу между Чацким и Молчалиным. Сам Павел Афанасьевич тоже видит, кто из них чего стоит. Кому же он отдает предпочтение? Более умному, образованному Чацкому? Нет, Молчалину, несмотря на его глупость. Именно его он приблизил к себе, принял в свой дом, помогает в продвижении по службе, ввел юношу из провинции в московское высшее общество. Почему так произошло? Что нравится Фамусову в характере Молчалина, чего не хватает Чацкому?
Чиновник, описанный Грибоедовым, ценит в подчиненных не ум и деловые качества. Ему важнее, чтобы служащий угождал, соглашался во всем. Молчалин в этом качестве полностью устраивает Фамусова. София, описывая достоинства своего жениха, рассказывает, что он «при батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он молчанием его обезоружит». Молчалин умеет вовремя промолчать (не оттого ли Грибоедов дал ему такую фамилию?). Может он и вовремя похвалить чью-нибудь собачку, и уделить внимание тем, кто потом сможет помочь ему продвинуться по служебной лестнице: «от старичков не ступит за порог» и «с ними целый день засядет, рад не рад, играет…»
У Чацкого же другой подход к чинам и работе. В ответ на совет Фамусова «пойди-тка послужи» он говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Кому из чиновников, подобных Фамусову, нужен такой подчиненный? Возможно, именно поэтому Чацкий оставил и военную службу: ведь и там существуют свои «Фамусовы».
Молчалин, оценивая его положение со своей точки зрения, сочувствует ему. Однако у Чацкого и тут есть свое мнение: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».
Таким образом, два представителя одного и того же поколения и социального слоя представлены Грибоедовым как антиподы. Один умен и образован, другой — посредственность. Один честен как с собой, так и с окружающими, другой — лицемер. Если для Чацкого самое главное — честь, то Молчалин ставит выше чести карьеру и готов на любую подлость ради нее.
Ведь только подлостью можно назвать признание в любви Софии Фамусовой, которая на самом деле не мила ему. Молчалин сам признается служанке Лизе: «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного». Услышав это, и сама София, и Чацкий признают его подлецом.
Однако кому из двух молодых людей симпатизирует общество? Чацкому? Ведь он — яркая, неординарная личность, он остроумен, имеет свое нестандартное мнение по любому поводу. У людей есть основания ценить и уважать его. Однако на самом деле именно эти качества вызывают антипатию и страх. В обществе, описанном Грибоедовым, торжествуют посредственность, лицемерие, подлость под маской приличий. А Чацкий срывает эту маску, показывая людям их самих такими, какие они есть. Грибоедов сделал Чацкого своеобразным зеркалом, которое правдиво отразило лица великосветских господ и дам. Неудивительно, что такие зеркала разбивают!
Общество попыталось разбить, уничтожить Чацкого, навесив на него ярлык сумасшедшего, называя карбонарием и якобинцем. У него больше нет никаких перспектив — ни карьеры, ни любви. Его вряд ли теперь будут принимать в обществе, а если даже и будут, то в качестве неприятного, но безобидного чудака, приглашенного для потехи.
Намного больше все симпатизируют Молчалину. Он ничем не выделяется из общей массы — посредственность среди посредственностей. Его слова всем приятны, он «услужлив, скромненький…», «не богат словами». Такой человек приятен всем, а значит, не пропадет. Даже если София признается отцу в ее отношениях с Молчалиным и Фамусов выгонит его, с такими талантами он тут же найдет себе нового покровителя.
Кто же из них более симпатичен самому автору? Безусловно, Чацкий. «Горе от ума» не зря относится к жанру комедии: в нем Грибоедов высмеивает окружающее его общество. А Чацкий — это придуманный им инструмент, призванный показать все в истинном свете. И хотя в конце пьесы он проигрывает свою борьбу, но не отказывается от нее. И крик «Карету мне, карету!» звучит гневно, а не обреченно.