Сочинение на тему: САТИРА НА ДВОРЯНСТВО И НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ БУРЖУА В ПЬЕСЕ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

САТИРА НА ДВОРЯНСТВО И НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ БУРЖУА В ПЬЕСЕ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

В предисловии к «Тартюфу» французский драматург Жан Батист Мольер раскрыл основные принципы своей эстетической программы: «За­дача комедии состоит в бичевании людских по­роков… Самые блестящие трактаты на темы мо­рали часто оказывают куда меньшее влияние, чем сатира, ибо ничто так не берет людей за жи­вое, как изображение их недостатков. Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им со­крушительный удар.

Легко стерпеть порицание, но насмешка не­стерпима. Иной не прочь прослыть злодеем, но никто не желает быть смешным…» Считая, что «главная обязанность комедии состоит в том, что­бы исправлять людей, забавляя их», Мольер под­черкивает общественный характер комедийного и сатирического искусства, его действенное на­чало.

В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер задался целью высмеять ограниченных и тще­славных буржуа, стремящихся во всем подра­жать придворной аристократии. Вместе с тем Мольер сатирически изображает нравы этой ари­стократии, которая для буржуа кажется окру­женной необыкновенным ореолом.

Действие происходит в Париже, в доме Жур­дена. В полных искристого остроумия диалогах вырисовываются характеры основных действую­щих лиц комедии, проясняется суть комическо­го конфликта, даются блестящие зарисовки французской действительности и выявляются основные проблемы произведения.

«Мещанин во дворянстве» сочетает признаки комедии положений и комедии характеров. В таких пьесах комический эффект достигается путем показа странностей и нелепых поступков главных героев. Суть комического — не столько в чудачествах Журдена, сколько в том, что раз­богатевший, но недалекий умом, он стремится попасть в общество людей, еще менее достойных. Наивное простодушие Журдена потешает, а рас­четливое мошенничество графа Доранта вызыва­ет неприязнь — вот главный смысл произведе­ния.

Господин Журден — ограниченный и тще­славный человек, которому стало казаться, что называться мещанином для него обидно и неспра­ведливо, ведь у него полные карманы денег! Что­бы выглядеть дворянином, он старается делать «все, как у знатных господ». Забросив все дела, буржуа нанимает себе учителей, которые, смеясь за его спиной, обучают Журдена за высокую пла­ту всему, что принято у аристократов. С их помо­щью мещанин тщетно стремится усвоить мане­ры дворян, учится танцевать, фехтовать, кла­няться. Он слушает серенады, смотрит балет, бе­рет уроки философии. Нелепую жажду подража­ния аристократам Мольер с особым блеском выс­меивает в сценах обучения Журдена дворянским «наукам и искусствам». В образах учителей рас­крывается никчемность, бесполезность и неле­пость тех сведений, которые аристократы пыта­лись выдавать за настоящую науку.

Обучаясь дворянским «наукам», Журден не только не пополнил своих знаний, но и перестал понимать суть нормальных человеческих отно­шений. Желая выглядеть достойным человеком, он потерял свое достоинство и превратился в шута. В своем наряде, сшитом в подражание зна­ти, герой похож на ворону в павлиньих перьях, карикатурное великолепие делает его всеобщим посмешищем. И все это потому, что люди, в круг которых он так жаждет попасть, значительно хуже него.

Преувеличивая чудачества Журдена, делая его смешным, Мольер не превращает своего ге­роя в отрицательного. Журден совсем не глуп, он достаточно щедр и великодушен, сообразителен и остроумен. Открыв графу Доранту свой коше­лек, он отлично, до последней копейки, помнит, где, когда и сколько позаимствовал у него граф. Журден наблюдателен: взглянув на костюм порт­ного, он сразу заметил, что тот присвоил себе часть отданной ему в пошив ткани, и уличил порт­ного в плутовстве: «…а ведь материя-то на вас от моего камзола, того самого, что вы мне шили в последний раз! Я ее сразу узнал… Ну и выкраи­вал бы, только не из моего куска». В диалоге с учителем философии, примитивно разъясняю­щим Журдену правила фонетики и орфоэпии и различие между стихами и прозой, мещанин од­новременно проявляет полнейшее невежество и горячую жажду знаний. С детской непосред­ственностью он жалеет о том, что не имел возмож­ности учиться раньше, что родители в свое время не позаботились дать ему настоящее образование: «Эх! Зачем я не учился прежде!.. А я-то сколько времени потерял даром!»

Журден — оптимист, он жаждет новых позна­ний и искренне стремится преодолеть свою ме­щанскую ограниченность. Его беда в том, что он избрал неверный путь — подражание дворянству, давно превратившемуся в паразитический нарост на теле государства. А. Дживелегов, Г. Бояджиев в книге «История западноевропейского теат­ра» указывали: «Мольер, взяв основной темой комедии попытку буржуа уйти от своих собрать­ев и примкнуть к высшему кругу, категорически осуждает Журдена не за то, что тот не желает ос­таваться добродетельным мещанином, а за его не­способность практически подняться над своим со­словием, за его дурацкое ослепление бутафор­ским великолепием придворных бездельников. Но неверно было бы полагать, что Мольер возве­личил бы Журдена, если бы тот, раскаявшись в своих причудах, надел фартук и стал за прила­вок».

Потешаясь над простоватым героем, автор одновременно высмеивал всю феодальную знать. Но над Журденом Мольер посмеивается добро­душно, а в лагерь знати посылает полные сарказ­ма стрелы сатиры. Разоблачая аристократиче­скую верхушку в лице графа Доранта и маркизы Доримены, Мольер показывает их общественную и нравственную никчемность, материальную за­висимость от буржуазии. Граф Дорант — мошен­ник: он обманывает Журдена, пользуется его деньгами. За душой у Доранта нет ничего, кроме дворянского титула, его аристократизм — искус­ная маскировка, за которой скрываются парази­тизм и тунеядство. Граф — человек, потерявший самолюбие, совесть и честь, человек, который ни­когда не трудился и не делал ничего обществен­но полезного. Единственное, что умеет Дорант, — тратить деньги, а так как своих средств у него нет, он выискивает способы тратить чужие день­ги. Презирая Журдена, хитрый и лживый граф льстит ему, пресмыкается перед ним и в то же время обирает его — преподносит Доримене журденовские подарки от своего имени.

Мольер симпатизировал буржуазии, из кото­рой сам происходил, но не идеализировал ее и отлично понимал, какие опасные пороки таят в себе буржуазные отношения. Драматург не слу­чайно заставляет госпожу Журден произнести знаменательную фразу: «Прежде она не была та­кой спесивой: ведь оба ее деда торговали сукном подле ворот святого Иннокентия. Нажили детям добра, а теперь, поди, на том свете ох как за это расплачиваются, потому как честному человеку никогда так не разбогатеть».

В. Г. Белинский писал: «Комедии Мольера — сатиры в драматической форме, сатиры, в кото­рых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и под­лость… Они имели сильное влияние на современ­ников, следовательно, имеют историческое зна­чение. Человек, который мог страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества, — великий человек!..» Коме­дии Мольера, обладая огромной силой разобла­чения, приобретали политическое звучание, по­тому что в них писатель беспощадно бичевал но­сителей общественного зла, чиновников и духо­венство, богатых мещан и других типов, враждеб­ных народу, что и обеспечило его произведениям долгую сценическую жизнь и признание многих поколений зрителей.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.