САТИРА НА ДВОРЯНСТВО И НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ БУРЖУА В ПЬЕСЕ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
В предисловии к «Тартюфу» французский драматург Жан Батист Мольер раскрыл основные принципы своей эстетической программы: «Задача комедии состоит в бичевании людских пороков… Самые блестящие трактаты на темы морали часто оказывают куда меньшее влияние, чем сатира, ибо ничто так не берет людей за живое, как изображение их недостатков. Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокрушительный удар.
Легко стерпеть порицание, но насмешка нестерпима. Иной не прочь прослыть злодеем, но никто не желает быть смешным…» Считая, что «главная обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их», Мольер подчеркивает общественный характер комедийного и сатирического искусства, его действенное начало.
В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер задался целью высмеять ограниченных и тщеславных буржуа, стремящихся во всем подражать придворной аристократии. Вместе с тем Мольер сатирически изображает нравы этой аристократии, которая для буржуа кажется окруженной необыкновенным ореолом.
Действие происходит в Париже, в доме Журдена. В полных искристого остроумия диалогах вырисовываются характеры основных действующих лиц комедии, проясняется суть комического конфликта, даются блестящие зарисовки французской действительности и выявляются основные проблемы произведения.
«Мещанин во дворянстве» сочетает признаки комедии положений и комедии характеров. В таких пьесах комический эффект достигается путем показа странностей и нелепых поступков главных героев. Суть комического — не столько в чудачествах Журдена, сколько в том, что разбогатевший, но недалекий умом, он стремится попасть в общество людей, еще менее достойных. Наивное простодушие Журдена потешает, а расчетливое мошенничество графа Доранта вызывает неприязнь — вот главный смысл произведения.
Господин Журден — ограниченный и тщеславный человек, которому стало казаться, что называться мещанином для него обидно и несправедливо, ведь у него полные карманы денег! Чтобы выглядеть дворянином, он старается делать «все, как у знатных господ». Забросив все дела, буржуа нанимает себе учителей, которые, смеясь за его спиной, обучают Журдена за высокую плату всему, что принято у аристократов. С их помощью мещанин тщетно стремится усвоить манеры дворян, учится танцевать, фехтовать, кланяться. Он слушает серенады, смотрит балет, берет уроки философии. Нелепую жажду подражания аристократам Мольер с особым блеском высмеивает в сценах обучения Журдена дворянским «наукам и искусствам». В образах учителей раскрывается никчемность, бесполезность и нелепость тех сведений, которые аристократы пытались выдавать за настоящую науку.
Обучаясь дворянским «наукам», Журден не только не пополнил своих знаний, но и перестал понимать суть нормальных человеческих отношений. Желая выглядеть достойным человеком, он потерял свое достоинство и превратился в шута. В своем наряде, сшитом в подражание знати, герой похож на ворону в павлиньих перьях, карикатурное великолепие делает его всеобщим посмешищем. И все это потому, что люди, в круг которых он так жаждет попасть, значительно хуже него.
Преувеличивая чудачества Журдена, делая его смешным, Мольер не превращает своего героя в отрицательного. Журден совсем не глуп, он достаточно щедр и великодушен, сообразителен и остроумен. Открыв графу Доранту свой кошелек, он отлично, до последней копейки, помнит, где, когда и сколько позаимствовал у него граф. Журден наблюдателен: взглянув на костюм портного, он сразу заметил, что тот присвоил себе часть отданной ему в пошив ткани, и уличил портного в плутовстве: «…а ведь материя-то на вас от моего камзола, того самого, что вы мне шили в последний раз! Я ее сразу узнал… Ну и выкраивал бы, только не из моего куска». В диалоге с учителем философии, примитивно разъясняющим Журдену правила фонетики и орфоэпии и различие между стихами и прозой, мещанин одновременно проявляет полнейшее невежество и горячую жажду знаний. С детской непосредственностью он жалеет о том, что не имел возможности учиться раньше, что родители в свое время не позаботились дать ему настоящее образование: «Эх! Зачем я не учился прежде!.. А я-то сколько времени потерял даром!»
Журден — оптимист, он жаждет новых познаний и искренне стремится преодолеть свою мещанскую ограниченность. Его беда в том, что он избрал неверный путь — подражание дворянству, давно превратившемуся в паразитический нарост на теле государства. А. Дживелегов, Г. Бояджиев в книге «История западноевропейского театра» указывали: «Мольер, взяв основной темой комедии попытку буржуа уйти от своих собратьев и примкнуть к высшему кругу, категорически осуждает Журдена не за то, что тот не желает оставаться добродетельным мещанином, а за его неспособность практически подняться над своим сословием, за его дурацкое ослепление бутафорским великолепием придворных бездельников. Но неверно было бы полагать, что Мольер возвеличил бы Журдена, если бы тот, раскаявшись в своих причудах, надел фартук и стал за прилавок».
Потешаясь над простоватым героем, автор одновременно высмеивал всю феодальную знать. Но над Журденом Мольер посмеивается добродушно, а в лагерь знати посылает полные сарказма стрелы сатиры. Разоблачая аристократическую верхушку в лице графа Доранта и маркизы Доримены, Мольер показывает их общественную и нравственную никчемность, материальную зависимость от буржуазии. Граф Дорант — мошенник: он обманывает Журдена, пользуется его деньгами. За душой у Доранта нет ничего, кроме дворянского титула, его аристократизм — искусная маскировка, за которой скрываются паразитизм и тунеядство. Граф — человек, потерявший самолюбие, совесть и честь, человек, который никогда не трудился и не делал ничего общественно полезного. Единственное, что умеет Дорант, — тратить деньги, а так как своих средств у него нет, он выискивает способы тратить чужие деньги. Презирая Журдена, хитрый и лживый граф льстит ему, пресмыкается перед ним и в то же время обирает его — преподносит Доримене журденовские подарки от своего имени.
Мольер симпатизировал буржуазии, из которой сам происходил, но не идеализировал ее и отлично понимал, какие опасные пороки таят в себе буржуазные отношения. Драматург не случайно заставляет госпожу Журден произнести знаменательную фразу: «Прежде она не была такой спесивой: ведь оба ее деда торговали сукном подле ворот святого Иннокентия. Нажили детям добра, а теперь, поди, на том свете ох как за это расплачиваются, потому как честному человеку никогда так не разбогатеть».
В. Г. Белинский писал: «Комедии Мольера — сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость… Они имели сильное влияние на современников, следовательно, имеют историческое значение. Человек, который мог страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества, — великий человек!..» Комедии Мольера, обладая огромной силой разоблачения, приобретали политическое звучание, потому что в них писатель беспощадно бичевал носителей общественного зла, чиновников и духовенство, богатых мещан и других типов, враждебных народу, что и обеспечило его произведениям долгую сценическую жизнь и признание многих поколений зрителей.