Сочинение на тему: УТВЕРЖДЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

УТВЕРЖДЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

О, если так, то небо не сравняю Я с этою землей, где жизнь влачу мою; Пускай на ней блаженства я не знаю, По крайней мере, я люблю!

М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтова считают холодным скептиком, лишенным веры в Бога и человека. Но это не совсем так. Ему, «сыну природы», было дано видеть то, чего не дано видеть другим. Поэтому в лермонтовских от­рицаниях идеалов часто звучит их утверждение. На­пример, в стихотворении «Кинжал» говорится о любви, дарящей человеку оружие:

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,

И страннику в тебе пример не бесполезный:

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

Как ты, как ты, мой друг железный.

Каков в этих словах положительный идеал? Это — утверждение любви к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе. Поэт много раз признается в этой любви («Молитва», 1829, «Я жить хочу! хочу печали…», «Поэт», «Мцыри» и другие).

Глубока и искренна любовь Лермонтова к родине — родному простору («Родина»), Он утверждает право че­ловека на уважение, выступает за мирные отношения между народами, ценит справедливость, доверчивость, простоту и правдивость в отношениях между людьми (драмы, поэма «Последний сын вольности», стихотворе­ния «Родина», «Валерик» и другие).

Показательное выражение положительных идеалов Лермонтова дает в стихотворении «На жизнь надеяться страшась…». В нем поэт описывает идеал жизни чело­века на земле. Он видит равенство гражданское (отсут­ствие «честей») и имущественное (отсутствие «злата»), свободу личности, искренность в выражении чувств (отсутствие «приличий») и мир между людьми.

Положительные идеалы помогают Лермонтову жить в невыносимых для него явлениях действитель­ности. Его нельзя называть атеистом, но тяготение к земной материальной жизни переходило у Лермон­това в скрытую полемику с «небом» («Земля и небо», «Молитва»).

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю…

Поэт ненавидит обыденность и пошлость окружаю­щего его мира и воспевает стремление к обновлению, свободе («Парус», «Воля»),

И вольность мне гнездо свила,

Как мир — необъятное!

Чувство социальной справедливости приводит Лермонтова к осуждению поработителей народа (ро­мантическая повесть «Вадим», «Прощай, немытая Россия!..»). За прославлением личной свободы («Мцы­ри») угадывается ненависть к неволе, пронизывающей все общество. Таким образом, инстинктивное стрем­ление к воле формирует у поэта идеал свободы, име­ющий политическую окраску. Стремление к простоте и естественности превращается в критику «цивилизо­ванного общества», и прежде всего общества светского («Странный человек», «Маскарад», «Как часто пест­рою толпою окружен…»).

В трагическом скептицизме М. Ю. Лермонтова за­ключаются, по словам Огарева, «действительное дви­жение и безбоязненность скорби». В эпоху наступив­шей реакции он осуществлял героическую миссию по­эта-борца, будил общественное сознание («Смерть Поэта»).

В. Г. Белинский писал: «…мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгля­де на жизнь и людей семена глубокой веры в достоин­ство того и другого. Я это сказал ему — он улыбнулся и сказал: «Дай Бог».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.