Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ

Поэма «Божественная комедия» — гениаль­ное произведение, вершина творчества известно­го поэта Данте Алигьери. Вобрав в себя многие характерные черты как литературы средневеко­вья, так и литературы Возрождения, это произ­ведение стало по-настоящему уникальным и в отношении жанра, и в отношении сюжета, и в отношении композиции, и по своему поэтическо­му своеобразию. Сам поэт назвал его просто — «Комедия», имея в виду произведение с печаль­ным началом и счастливым концом. Эпитет «бо­жественная» был добавлен критиками намного позже — как выражение исключительного поэти­ческого совершенства. Данте хотел написать ко­медию, в которой бы гармонично соединилось возвышенное с обыденным. Он надеялся создать священную поэму, повествующую об откровени­ях неземного бытия, содержащую одновременно и нравственные, этические вопросы, и религиоз­ные мотивы, и научные воззрения. Она должна была стать глубоко поучительной и в то же вре­мя остаться очень личной, отражающей тончай­шие душевные порывы автора. Данте Алигьери достиг всех своих целей, а его «Комедия» произ­вела настоящую революцию в литературе и куль­туре того времени.

Самым большим открытием Данте стало то, что он первым из западноевропейских авторов сделал предметом поэзии изображение человече­ских страстей, тем более что для этого он исполь­зовал образы и сюжеты из загробного мира. Взяв за основу при создании своего произведения мно­гочисленные средневековые и античные источни­ки, автор строит повествование в виде довольно популярных в средние века «видений», или «хождений по мукам», которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по за­гробному миру и о постижении им тайн этого мира. Однако, в отличие от средневековых источ­ников, показывающих греховность земной жиз­ни и обещающих счастье после смерти, автор «Бо­жественной комедии» призывает людей осознать свои пороки и постараться избавиться от них в земной жизни. Показывая страдания, которые выпадают на долю грешников в аду, поэт стремит­ся заставить человечество переосмыслить свои поступки, свой образ мыслей, свою жизнь, что­бы избежать впоследствии подобных мучений.

«Божественная комедия» Данте Алигьери во многом напоминает «Энеиду» Вергилия, где ав­тор описывает путь своего героя Энея в Тартар с целью увидеть покойного отца. Однако эмоцио­нальная окраска, идейная направленность, худо­жественное Своеобразие отличают произведение Данте не только от творения Вергилия, но и от всего созданного до или после «Божественной комедии».

Своеобразие художественного стиля поэта на­шло отражение в композиции поэмы, состоящей из трех частей, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. При этом каждая из частей имеет свой фон, свою окраску. Так, на­пример, если «Ад» нарисован преимущественно в мрачных, зловещих красках, наполнен мисти­ческим сочетанием красного и черного, то уже в «Чистилище» этот пугающий тон сменяется блед­ным и туманным. Следует отметить, что цвето­вая дифференциация соблюдается и в изображе­нии девяти кругов ада, первый из которых еще не такой пугающий и зловещий, а по мере углуб­ления в мир пороков, зла, насилия краски при­обретают более темные тона, отражая все боль­шую степень греховности и преступности мира, лишая надежды на спасение. Голубые, зеленые и золотистые цвета «Чистилища», яркие образы живой природы, которых не было при описании ада, наоборот, наполняют душу человека уверен­ностью, спокойствием, вселяют надежду. Всту­пая в «Рай», мы погружаемся в волшебную ауру гармонии и красоты. Здесь царят блеск и прозрач­ность, все наполнено волшебным светом, музы­кой и счастьем. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настрое­ния, утвердить оптимистическое начало, побу­дить стремление к лучшему. При этом Данте де­лает упор не на прелести загробной жизни, а на то, что достичь этих прелестей может только че­ловек, ведущий правильный образ жизни, чело­век с чистыми помыслами, с благородным серд­цем и возвышенной душой. Поэт стремится убе­дить людей в том, что и на земле возможна «рай­ская» жизнь, и призывает улучшать земное су­ществование добрыми делами.

Существенным моментом в построении «Бо­жественной комедии» является то, что каждая из трех частей в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. В этом чувствуется влияние христианских мотивов: число «три» считается

священным, так как олицетворяет собой идею Святой Троицы. Символичным является и то, что каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом «звезды» (звезда в христианстве — символ Иисуса Христа). Встречается в поэме и упоминание самого имени Христа, но только в частях «Чистилище» и «Рай». При этом обраща­ет на себя внимание тот факт, что рифмуется оно только с самим собой. Однако религиозная сим­волика вовсе не является главенствующей в по­эме.

В «Божественной комедии» очень часто встре­чаются обращения к средневековым традициям, взглядам, мировоззрению. Все это является яр­ким свидетельством того, что произведение было написано на рубеже эпох, когда взгляды самого автора еще не смогли окончательно сформиро­ваться и испытывали на себе влияние как про­шлого, так и нового времени. Время вносило про­тиворечия в характер поэта, в его устремления, в его гражданскую позицию и эти противоречия не могли не отразиться на страницах поэмы.

Мастерство и своеобразие Данте Алигьери проявляются также в созданных им образах, глу­боко индивидуальных, ярких, несущих в себе четкую нравственную идею. Все его персонажи конкретны, наделены определенными чертами, отличающими их от остальных героев, что дела­ет их еще более реальными, живыми, убедитель­ными. Серьезно и глубоко подойдя к изучению проблем естествознания, различных форм физи­ческого мира, поэт соединил свои научные позна­ния с самыми немыслимыми полетами фантазии. «Божественную комедию» он построил по мето­ду романа приключений, действие которого раз­вивается в неведомых странах. При этом путь ге­роя изображен во всех подробностях и мельчай­ших деталях. Изменения почвы, спуски, лестни­цы, скалы, тропинки и проходы обрисованы ав­тором так, что у читателя не остается сомнения в реальности всего изображаемого. Вместе с тем Данте часто использует аллегории. Каждый мо­мент, каждый сюжет в его поэме истолковывает­ся не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, рели­гиозном, биографическом и т. д.

Отличительной чертой Данте является и его насыщенный, эмоциональный язык. В поэме чаще всего используется мужественный, силь­ный, волевой, энергичный слог. Автор не останав­ливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно «хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все другие кручи ». Язык «Божественной комедии» глубоко народный, привычный обыч­ному человеку. Автор специально использовал этот прием, чтобы его произведение было понят­но самому широкому кругу читателей.

Наверное, трудно назвать произведение, такое же великое, масштабное по созданным образам, по замыслу, по идейному содержанию, как «Бо­жественная комедия» Данте Алигьери. По про­шествии многих веков эта поэма не перестает удивлять и восхищать умы читателей разных стран, представителей разных возрастов и сосло­вий. С ней можно соглашаться, можно спорить, можно даже в чем-то осуждать ее, но никогда не найдется человек, который мог бы остаться к ней равнодушным.

Тематика включенных в сборник произведе­ний разнообразна: здесь и сонеты о любви, и вос­хваление дружбы, и муки ревности, и размыш­ления о собственной судьбе, и философские раз­думья о смысле жизни. Но через весь сборник проходит образ возлюбленной поэта — темново­лосой красавицы, жестокой и вероломной, за­ставляющей автора то радоваться, то грустить, ощущать то пьянящее счастье, то немыслимое разочарование. Девушка и чувство поэта к ней переданы глубоко реалистически. Перед нами не какой-то фантастический образ, наделенный вол­шебными, неземными чертами, а простой, обык­новенный человек, живая и реальная женщина:

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь…

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.