ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ — ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ. ФЛОБЕР

Чем знаменит французский реалист Гюстав Флобер? Сво­им романом «Госпожа Бовари». Скрупулезно работавший над идеальным словом и добивавшийся гармоничного со­отношения Искусства, Правды и Красоты (почему и успел написать всего четыре романа и столько же повестей), писатель вносит безусловный вклад в развитие реалистического художественного мировоззрения: он открыва­ет миру великую силу «простого сюжета».

Рассказывая современную историю провинциальных нравов (в подзаголовке романа на этом делается акцент), Флобер ставит перед собой главную задачу — не вмеши­ваться в действия героев, не оценивать их, не осуждать и не поощрять. Объективность оказывается краеугольным кам­нем художественной картины мира, представленной в ро­мане «Госпожа Бовари», а жизнь людей в провинции — той фоновой скукой, которая и порождает типичные причины типичных поступков. С не менее типичными последствиями.

Прослеживая историю Эммы — главной героини рома­на, Флобер действительно максимально дистанцируется от оценок. Важно понимать, что если сегодня этот прием авторского поведения — классика реализма, то француз­ский писатель середины XIX века стоит непосредственно у истоков формирования приема как такового (и для вре­мени официального господства романтического мировоз­зрения в искусстве Флобер в этом смысле даже револю­ционен), является принципиальным законодателем такой модели автора в романе. Поэтому не случайно художник слова был обвинен в аморальности (с формулировкой «за оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов»): ведь он действительно не осудил, не заклеймил те человеческие проявления, которые с точки зрения писа­ных и неписаных общественных законов достойны исклю­чительного порицания.

С момента выхода в свет романа «Госпожа Бовари» в 1857 году прошло 150 лет, и несмотря на то, что действие разворачивается во французской буржуазной среде, а пер­сонажи — обычные для своего времени, чрезвычайно остро и современно звучат все внутренние противоречия, моти­вации флоберовских героев и, соответственно, выглядят их поступки. Почему так происходит? Потому что незави­симо от времени за окном, от фасонов платьев, от красоты интерьеров, от скорости коммуникаций люди всегда живут простыми чувствами. Более того, это происходит на фоне вневременной подмены понятий (опять же независимо от всего вышеперечисленного!), которую традиционно предлагает человеку общество, навязчиво и неустанно объясняя, что «любовь завершается браком, а тьма торже­ствует над мраком» (строки Давида Самойлова, написан­ные в XX веке, абсолютно точно выражают вневременную формулу «общественной морали»!). Так вот, возвращаясь к Флоберу и его бессмертному роману, еще раз подчерк­нем: характер типичных причин и типичных следствий переживаний и поступков героев настолько типичен, что не просто «бедная Бовари в это самое мгновение страдает и плачет сразу в двадцати французских селениях», как вполне справедливо предполагал сам писатель, оценивая созданное. «Бедная Бовари» Флобера, ставшая жертвой общественных представлений о личном счастье, «страдает и плачет» в гораз­до большем количестве населенных пунктов по всему миру, скованному твердыми схемами социальных стереотипов и по сей день, и в любые времена.

Огромная заслуга французского писателя XIX века состоит в том, что, не декларируя никаких безапелляци­онных принципов человеческого поведения, он сумел выйти на главный принцип реалистического искусства — зафиксировать жизнь в самых сложных формах с точки зрения внутренней и внешней противоречивости. У писа­теля нет иллюзий по поводу человека и мира, и поэтому флоберовская идея развития — «весь прогресс, на который можно надеяться, — это сделать людей несколько менее злыми» — свидетельствует о безграничном человеколюбии и сочувствии к слабой людской натуре, которые проявляет по отношению к миру объективный писатель-реалист Гю­став Флобер.