Характеристика героев по произведению ТЕККЕРЕЙ «ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ» | РЕБЕККА (БЕККИ) ШАРП

РЕБЕККА (БЕККИ) ШАРП

Ребекка Шарп — самая яркая фигура в толпе разноликих персонажей романа. Теккерей не создает ни одной ис­тинно широкой натуры, духовно возвышенной и зна­чительной, потому что такая среда, такая нравствен­ная атмосфера, которую описывает автор в романе, не может дать героической личности. Тем не менее, Ребекка Шарп остается лицом незаурядным и значительным. Из всех персонажей она заслуживает более присталь­ного внимания. Ребекка умна, остроумна, артистична, обая­тельна, полна энергии, деятельна, обладает твердос­тью духа, решимостью, силой воли. В начале романа Ребекка — выпускница пансиона мисс Пинкертон, напы­щенной, чванливой и тщеславной женщины. Юная си­рота Ребекка, дочь неимущих родителей, — одаренного, но беспечного и спившегося художника и заурядной танцовщицы, с горечью сознает, что у нее нет никаких средств к существованию. Гордая девушка, уязвлен­ная своим бедственным положением, не случайно ду­мает о больших деньгах, о знатном или видном поло­жении, мечтает оказаться в высшем свете, чтобы иметь тщеславное удовольствие на все и всех смот­реть сверху вниз. Ребекка с радостью принимает пригла­шение подруги по пансиону — Эмилии Седли погос­тить в доме ее богатых родителей. Эмилии не прихо­дится задумываться о будущем. Миллионер Джон Седли обеспечит дочери далеко не бедное существо­вание. Ребекка начинает свою борьбу за место под солнцем. Но в своих устремлениях и в выборе средств для са­моутверждения героиня романа легко пренебрегает нравственностью, высокими понятиями и человечес­кими чувствами. Все достоинства: обаяние, ум, во­ля — используются для достижения эгоистической суетной цели. Уж кто-кто, полагает Ребекка, а она своего шанса не упустит, т. е. обзаведется состоятельным мужем и будет вести беззаботный светский образ жизни. Удобный случай предоставляется ей в доме подруги. Приезжает из Индии Джозеф Седли, брат Эмилии. Богатый колониальный чиновник, холос­тяк, — вполне приемлемая кандидатура для Ребекки Она пускает в ход все свои чары. Джозеф увлекается ею, но в последний момент ускользает из расставленных сетей. После неудачной попытки выйти замуж за Джозефа Ребекка уезжает в провинцию и поступает гувер­нанткой в дом баронета Питта Кроули. Вскоре она по­дыскивает на роль мужа подходящего кандидата: младшего отпрыска баронета Родона Кроули, у кото­рого «сильные желания» и «карликовый мозг». Однако Ребекка недовольна этим браком. Ее больше привлекает аристократ лорд Стайн, на которого героиня возлагает большие надежды. Но ее покровитель умирает от потрясения, каким явилось для него французская рево­люция 1830 года. Ребекка с повадками откровенной хищни­цы продолжает поиски нужных связей и нужных лиц. Теккерей подчеркивает, что она поступает так, как было принято в том обществе, куда она так жаждала попасть. Она даже не думает каяться в своих грехах. Ребекка рассуждает про себя: «Пожалуй, и я была бы хоро­шей женщиной, имей я пять тысяч в год». Автор ра­зоблачает свою героиню, уличает ее во лжи. Ребекка гово­рит, что и она «могла бы возится в детской», если бы была материально обеспечена. Нет, не могла бы. Жизнь предоставит ей такую возможность. У Ребекки по­явятся деньги, милейший ребенок, мальчик Родон, от­личная детская, но возиться в ней она не захочет, не сможет, это чуждо ее натуре. «Добрые мысли и ти­хие удовольствия были противны миссис Бекки: они раздражали ее; она ненавидела людей, которым они нравились; она терпеть не могла детей и тех, кто любит их». С одной стороны — Ребекка мила и очаровательна, это «добродушное и милое создание»; но с другой — это «вероломный друг и вероломная жена», «злая, дурная женщина», способная «лгать без зазрения совести» и «извлекать пользу из всего решительно». Ребекка Шарп за­платила за свое авантюристическое поведение полным крушением тщеславных надежд. Ей самой, когда она задумывается о своей долгой жизни, эта жизнь пред­ставляется «унылой, жалкой, одинокой и неудачной». Ребекка сама виновата в крушении того, что было завоевано ценой ее огромных усилий. Все это рушится из-за ее же капризов и вздорных поступков. Но Ребекку легко пре­одолевает минутное желание покончить с собой, пото­му что у нее слишком жизнелюбивый характер, герои­ня вся устремлена к яркой, красочной жизни. Продол­жая двигаться в однажды избранном ею направлении, продолжая действовать привычными для нее средства­ми, Ребекка опускается все ниже и ниже. В конце романа она обретается в курортных городках, занимаясь благотво­рительностью, усердно посещая церковь. Ребекка приняла новый облик, оставаясь той же самой на той же самой «ярмарке житейской суеты». Ребекка Шарп — это английский вариант героя буржуазной эпохи, героя карьериста, пришедшего в мир без аристократических родствен­ных связей, без материальной поддержки, без каких- либо средств к существованию. Этот образ сродни об­разам Растиньяка и Жюльена Сореля.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.