Художественные особенности Поэмы «Реквием»

Художественные особенности. Характерной особенностью поэмы является ее звучание. Ахматова писала, что в «Реквиеме» единственным аккомпанементом может быть только тишина и рез­кие отдельные удары похоронного звона. Эта тишина звучит: песня разлуки, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов. Во второй части «Вступления» слышится колыбельная:

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Но только вместо ласковых слов «спи, моя радость, усни», мы слышим совсем другие, пронизанные болью слова, потому что эта колыбельная не на сон, а на смерть.

По форме произведение Ахматовой близко народной речи:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

В поэме практически не используются гиперболы, видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличи­вать их нет ни нужды, ни возможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска «смер­тельная», шаги солдат «тяжелые», Русь «безвинная», «черные маруси» (арестантские машины). Часто используется эпитет «камен­ный»: «каменное слово», «окаменелое страдание». Много различных художественно-выразительных средств, отражающих чувства и пе­реживания лирической героини: аллегории, символы, олицетворе­ния, метафоры («И короткую песню разлуки паровозные пели гуд­ки», «И своей слезою горячей новогодний лед прожигать»).

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.