«Элегия» (1874). В письме к своему другу инженеру-путейцу А.Н. Ермакову Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Гак как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Обращаясь к молодому поколению, поэт выбирает жанр элегии, в которой изображает бедственное положение народа и определяет высокое назначение поэзии. Некрасов в этот период занимается разработкой принципов элегического жанра, поэтому здесь прослеживается тесная связь лирического героя с жизненным материалом, то есть раздумья лирического героя на лоне сельской природы, при виде крестьянского труда, крестьянских радостей и невзгод. Главная тема стихотворения — приверженность пушкинской традиции, но в ином ключе:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — «страдания народа».
Некрасов продолжает разговор об унизительном положении народа, освобожденного от рабства. Таким образом, тема судьбы нищего народа, покорного бичам, переходит от Пушкина (стихотворение «Деревня») к Некрасову. Постепенно одический, поучительный тон переходит в вопросительный, имеющий оттенок самоиронии, сомнения. Отсюда использование риторических вопросов в трех первых частях стихотворения:
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленьи…
«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, — Шепнула муза мне: — Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
Кульминацией одической части является строка: «Я лиру посвятил народу своему…»; элегической — «Уж вечер настает, волнуемый мечтами…» В первой части отчетливо прослеживается традиция Г.Р. Державина и А.С. Пушкина. Во второй части вечерняя тишина и покой способствуют озарению мысли лирического героя, гармонии его души; природа и человек приходят в состояние гармонии («Природа внемлет мне…»). Художник- творец может жить только в служении народу, а не себе. Финал стихотворения трагичен: поэзия и народ разобщены:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта —
Увы не внемлет он — и не дает ответа…
Лирический герой Некрасова и на лоне природы не находит успокоительного разрешения мучительных «тайных дум» о «народном враге», которому он «сулит проклятия», об освобожденном от рабства, но по-прежнему бесправном народе. Некрасовская элегия продолжает традицию Пушкина в сторону драматизации жанра, которая достигается не с помощью использования внешних художественных приемов, а через углубление конфликтности поэтической мысли стихотворения, через драматизацию его темы.