Литературоведческий анализ.
Творчество выдающегося русского поэта Владимира Владимировича Маяковского подразделяется на три крупных блока, соответствующие трем периодам его жизни. Остро ощущая перемены общественной среды, Маяковский верил, что пишет не ради себя и не ради искусства, но по социальному заказу. Творчество дореволюционного периода отличается резким протестом против существующего государственного устройства. Этот протест принимает форму форсированной до крика исповеди поэта, ужасающегося надвигающемуся апокалипсису. В таком ключе создавались трагедия «Владимир Маяковский» (1914), поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916) и «Человек» (1916-1917).
В это время закладываются основы творческого подхода Владимира Маяковского. Поэт смело отказывается от канонов стихосложения, полагая, что революционное время требует нового написания стихов. Маяковский даже берется утверждать, что Пушкин, окажись он в 1917 г., как подлинно революционный поэт забросил бы свой ямб и примкнул к футуристам. Рифма в строфе может находиться не только в конце, но и в середине, и в начале. Это позволяет размещать слова на странице «столбцом» и «лесенкой». Произведения Маяковского рассчитаны не только на слуховое, но и зрительное восприятие — для поэта очень важно графическое размещение строк на листе. Этот подход во многом определен влиянием друзей — художников из группы «Бубновый валет». Рабочий лексикон поэта полон грубых выражений, рассчитанных на шокирование, эпатаж публики как способ ее пробуждения.
После Октябрьского переворота 1917 г. Владимир Владимирович переключается на новую тему, которой становится сотворение образа социалистического миропорядка. В этом ключе написаны пьеса «Мистерия-буфф» (1918), поэмы «150000000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927). Эти произведения полнее всего отразили позицию Маяковского, его идеалы, его восхищение вождем пролетариата — Лениным. В поэме «Хорошо!» поэт прославляет все феноменальные достижения, которых в рекордно короткие сроки удалось добиться после свержения царизма.
Поэт по-прежнему старательно работал над стилем, подчиняя его требованиям эпохи и творческих масс. По этой причине язык произведений Владимира Владимировича отличают грубость, четкость и прямолинейность. Это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», служившей интересам «атакующего класса».
К эпосу о новой действительности относится в известной степени и любовная лирика. Хотя в это время поэт заявил, что «теперь не время любовных ляс», он тем не менее не раз касался любовной темы, в том числе в 1923 г. создал крупнейшее свое произведение в этом ключе — поэму «Про это». В любовной лирике Маяковский продемонстрировал попытки найти модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины. В основу своих воззрений на отношения полов поэт положил свой роман с Л. Брик, которой посвящены многие из его произведений.
В заключительный период творчества в произведениях Маяковского проявляется трагически нарастающее ощущение порочности сложившейся в Советском Союзе политической системы. Еще раньше Маяковский критиковал бюрократизм (стихотворение «Прозаседавшиеся», 1922), а теперь выступил его строгим и непреклонным обличителем: Владимир Владимирович пишет сатирические пьесы («Баня», 1929), начинает поэму «Во весь голос» (1930) и готовит материал для поэмы «Плохо».