Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это вершина творчества поэта. Он по праву получил высокую оценку В. Г. Белинского: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением…» Создание «энциклопедии» подразумевало многосторонний охват реальной действительности. Рамки повествования о жизни главного героя необходимо было расширить. Этой цели отвечает включение лирических отступлений и органическое вплетение в систему персонажей образа Автора. Размышления Автора и представляемые им описания занимают в структуре романа в стихах достаточно значимую часть. Это не вставки в эпический текст, а отрывки единого авторского монолога на самые разные темы: литературная, светская жизнь, любовь, свобода, дружба, природа, родной язык и т. д. Именно благодаря лирическим отступлениям формируется образ Автора, который объединяет в себе и черты стороннего повествователя, и представителя молодого поколения, уже успевшего излечиться от недугов, от которых страдает Евгений Онегин. Образ Автора не является статичным. Если в первых главах он предстает несколько беспечным и шутливым персонажем, то в заключительных — голос автора исполнен горечи. Размышления лишены легкости и веселья.
Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Сам образ повествователя получает автобиографическую основу, подтверждение чему мы находим уже во второй строфе первой главы:
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа Без предисловий сей же час Позвольте познакомить вас…
Петербург, в котором родился Онегин, хорошо знаком Автору. Но при этом он не забывает иронически уточнить такой биографический момент, как ссылка, на которую намекает в строчках:
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Действительность, включаемая поэтом в повествование романа, придает достоверность миру вымышленному.
Годы детства и юности героя Автор представляет достаточно точно, так как и сам он когда-то воспитывался в таких традициях:
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…
Вывод о том, что образ жизни онегинского поколения известен Автору изнутри, можно сделать, проанализировав рассыпанные в разных строфах реплики, в которых Автор проводит сравнение или обобщает.
Развлечения Онегина также хорошо знакомы повествователю. Театр, куда «злой законодатель» и «почетный гражданин кулис» летит, чтобы развеять скуку, много значит для Автора, потому с легкой грустью о прошедших днях он говорит:
Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.
Посещение званых вечеров становится еще одним средством борьбы со сплином у Онегина, молодые годы Автора также были наполнены радостью от данного времяпрепровождения:
Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний И для вручения письма.
Дружба между Автором и Онегиным зарождается в тот момент, когда «русская хандра» превращает Евгения в «отступника бурных наслаждений». Сближению способствует родство внутренних переживаний, через которые пришлось пройти обоим:
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.
Пройдя теми же путями, что и герой, Автор хорошо его понимает. И хотя между Автором и героем романа так много общего, сближающего, сам Пушкин отмечает существенные различия:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…
Цинизм Евгения в сфере чувств (вспомним, как хорошо знал герой науку страсти нежной), его безразличие к красоте природы, литературе, театру («всех пора на смену») никогда не позволят сказать, что Онегин — портрет Автора. Герой романа в стихах находится еще в том состоянии опустошенности и тоски (когда нет «цели в жизни», нет «труда», придающие жизни осмысленность), которое уже смог преодолеть Автор, найти себя в жизни и верно служить своему призванию. Финал произведения открыт, и дальнейшая судьба героев остается читателю неизвестной. Этот факт придает драматическому финалу жизнеутверждающий тон, передает надежду Автора на лучшее будущее.
Голос Автора вносит в произведение особую эмоциональную приподнятость и сближает читателя с внутренним художественным пространством и героями романа.