Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики носит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие стихотворения на тему поэта и поэзии создаются А. С. Пушкиным по мотивам известных сюжетов, однако поэт их перерабатывает и иначе расставляет акценты, придавая произведению современное звучание, а известной теме — свое толкование.
Тема поэта и поэзии в раннем творчестве А. С. Пушкина. Тема предназначения художника волновала поэта на протяжении всей жизни, и стихотворения данной тематики появляются еще в ранний период творчества А. С. Пушкина: «К другу стихотворцу» (1814), «К. Жуковскому» (1816), «К портрету Жуковского» (1818), «Деревня» (1819) и др. Автор начинает задумываться о своей роли в жизни общества и мечтает о даре воздействия на людей поэтическим словом:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?
«Деревня» (1819)
А. С. Пушкин неслучайно награждает «дар Витийства» эпитетом «грозный», намечая тем самым мотив гражданского служения поэзии.
Эволюция темы. В последующем творчестве тема получает свое развитие и новое осмысление.
Стихотворение «Пророк» (1826) в основе имеет библейский сюжет о пророке Исаии и продолжает традиции М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Служение поэзии, по мнению А. С. Пушкина, сродни высокой деятельности пророка. Лирический герой, «духовной жаждою томим», проходя через мучительное преображение, получает от шестикрылого Серафима не только «вещие зеницы», но и цель собственного пути:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Через боль и смертные страдания к герою приходит очищение от человеческой слабости. Особую экспрессию здесь создает прием антитезы, используемый А. С. Пушкиным, чтобы подчеркнуть разительность перемен: язык «грешный», «и празднословный и лукавый» — «жало мудрыя змеи»; «сердце трепетное» — «угль, пылающий огнем» и др.
Поэт, перерождаясь морально и физически, платит дорогую цену за право нести Слово людям. Гуманистическая идея пророческой деятельности Поэта продолжает желание, высказанное А. С. Пушкиным еще в «Деревне»:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури и грозы, звучит в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого лежит легенда, переданная Геродотом и преображенная Пушкиным в сюжет о крушении пловцов-декабристов. Даже гибель «кормщика» и «пловца» не может заставить замолчать голос спасшегося:
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.
Стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), Поэту» (1830) продолжают развитие темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и декларируют идею свободы и независимости поэта от светской толпы, глухой и равнодушной к истинному творчеству:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира Не клонит гордой головы…
«Поэт»
Миссия Поэта — служить вечным ценностям и идеалам, не обращая внимания на «суд глупца и смех толпы»:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
«Поэту»
Поэт должен иметь чуткую душу, чтобы слышать «божественный глагол». Лишь Всевышний, дающий поэтический дар человеку, вправе беспристрастно оценить, как этим сокровищем распоряжается его избранник.
В 1831 г. А. С. Пушкин создает стихотворение «Эхо», в котором сравнивает Поэта с «откликом в воздухе» …«всякого звука», проводя мысль о нерасторжимости художника с жизнью, его окружающей. Отрешиться от действительности истинный творец не может.
Тема поэта и его назначения достигает апофеоза в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» (1836). Здесь А. С. Пушкин продолжает тему Ломоносова, который первый перевел оду Горация «К Мельпомене» на русский язык, а также Державина, подражавшего ей в своем стихотворении «Памятник». Пушкин дает свое понимание «нерукотворного памятника». Как итог размышлений о назначении Поэта звучит предпоследняя строфа стихотворения:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.