Какова концепция человека и природы в романе Ч. Айтматова «Плаха»?
Ч. Айтматов считает человека частью природы. Человек должен жить в гармонии с природой, не нарушая ее извечного круговорота. Всякое насильственное вторжение в природу ведет к самоуничтожению человека, к катастрофе. Природа мстит человеку, не разбирая, кто прав, кто виноват. Так произошло с сыном Бостона. Базарбай разорил волчье логово, унес маленького детеныша. Но не его настигает кара, а доброго и умного Бостона, который, стреляя в волчицу Акбару, убивает собственного сына — свое будущее.
Почему Ч. Айтматов обращается к образу волка и наделяет его человеческим сознанием (роман «Плаха»)?
Волки в концепции Ч. Айтматова олицетворяют весь природный мир. Истоки этого образа — в киргизской мифологии и легендах мировой культуры. Согласно римской легенде, капитолийская волчица вскормила будущих основателей Рима. В киргизских мифах волчица считалась прародительницей племени, а у человеческих детей и волчат был один и тот же покровитель. Недаром имя главного героя Бостона переводится как «серая шкура», что говорит о том, что в его роду тотемом был волк. Волчица Акбара выступает как своего рода прародительница. Она очеловечена, не случайно писатель наделяет ее голубыми глазами. Человек и волк составляют как бы целое — природу.
Почему А. Солженицыну понадобился всего один день для изображения жизни героя в повести «Один день Ивана Денисовича»?
А. Солженицын показал один рядовой день лагерной жизни в мельчайших подробностях и деталях. Но из череды именно таких дней состояла вся жизнь заключенного. Поэтому не надо было нагнетать ужасы, показывать что-то чрезвычайное. Гораздо страшнее монотонность, то, к чему притерпелся человек в лагере, что не считалось катастрофой гуманизма, но ярче всего и раскрывало ее.
Почему болит душа у героев рассказов В. Шукшина?
Герои В. Шукшина испытывают разлад: внутренняя тяга к красоте, духовности наталкивается на внешнюю агрессию практицизма, голого расчета, стяжательства. Их души болят от невозможности приблизиться к идеалу. Возвышенные порывы наталкиваются на непонимание, насмешку, издевательство. Отсюда рождается несуразное, смешное сопротивление всему бездуховному, практичному, земному («Сураз», «Жена мужа в Париж провожала», «Чудик», «Микроскоп»).
Что нового внес в русскую прозу 1970-х годов Ю. Трифонов?
Ю. Трифонов явился представителем так называемой «городской», или «интеллектуальной» прозы. Она исследует движение духа, драму идей, внутреннего сознания. В повестях «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание» жизнь героев складывается из мелочей быта, в погоне за которыми происходит подмена истинных ценностей ложными, опустошается душа, становится бесчувственной к другим. Человек не замечает, как измельчается, растрачивается на несущественное. Писатель прослеживает потерю духовного аристократизма, опошление человека, совершаемые не однажды, а постоянно и постепенно.
Какие стилевые течения различались в поэзии 1960-70-х годов?
Лирико-публицистическое (ораторское) — Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский — поэты откликались на актуальные проблемы современности, напрямую обращались к читателю и слушателю; лирико-философское — Л. Мартынов, А. Тарковский, Д. Самойлов — обращалось к вечным вопросам бытия, постижению смысла жизни, ее ценности, понятиям красоты, искусства, природы творчества; лирико-романтическое (связано с авторской песней) — Б. Окуджава, Н. Матвеева, Ю. Мориц, Ю. Левитанский — поэтизировался человек с его понятиями чести, достоинства, рыцарства, дружбы, любви; народно-поэтическое («тихая лирика») — Н. Рубцов, С. Викулов, Н. Тряпкин — поэты передавали духовную красоту народного характера, неповторимость «малой» родины, поэтизировали несуетное деревенское бытие.