КАПИТАЛ ДИККЕНСА
Богатство и бедность как критерии мировоззрения — от романа к роману это оказывается в фокусе творческого исследования английского реалиста с душой сентиментального романтика Чарльза Диккенса. Ребенком испытавший на себе проявление злого рока, бросившего его из богатства в бедность и обрекшего на тяжелый физический труд на фабрике ваксы, будущий писатель увидел мир во всем многообразии контрастов. Путь наверх — от бедности к богатству — стал для Диккенса вереницей открытий темных и светлых проявлений реальной действительности.
Литературный успех пришел к писателю рано: Чарльзу Диккенсу было всего 24 года, когда вышедшие из-под его пера «Очерки Боза» завоевали популярность и любовь читателей. Яркие и динамичные картины современного Лондона, живых нравов горожан самых разных «видов и мастей» обнаруживают, с одной стороны, признаки реалистической сатиры, близкой и понятной современникам, а с другой — обнажают искреннее жизнелюбие и сентиментально-романтическое отношение писателя к своим героям. Пожалуй, эта ощутимая трогательная доброта автора, кристаллизуемая в первом же произведении, находит заслуженный отклик в сердцах читателей. Вышедший следом роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» производит такой фурор, что молодой писатель, как сказали бы сегодня, становится фигурой знаковой. Примечательна история этого успеха: полномасштабное произведение о благодушных чудачествах мистера Пиквика выросло из идеи пояснительных подписей к рисункам, воссоздающим приключения нескольких джентльменов. Интересно также, что как раз «Посмертные записки Пиквикского клуба» Диккенса стали образцом воплощения в литературе знаменитого тонкого английского юмора, хотя имя писателя скорее свяжется в расхожем читательском восприятии с мрачным бытописанием лондонских трущоб.
Стремительный подъем после выхода первых произведений — в том числе и финансовый (столь важный для человека, пережившего унижение бедностью!) — еще более обострил внимание молодого литератора и журналиста к моральным и социальным проблемам современного англичанина и определил желание писать на «злобу дня». Это, прежде всего, положение ребенка в жестоком мире взрослой наживы, своего рода отклик писателя на изданный в середине 1830-х годов закон о бедных. Знаменитые «Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей», «Рождественские повести» — все эти произведения с разных ракурсов освещают темные стороны существования обездоленных детей в среде жаждущих непрерывного обогащения жестоких взрослых. Вместе с тем Диккенс не теряет надежды на счастье для каждого из своих маленьких героев, стремясь во что бы то ни стало уравновесить зло добром. Отсюда проистекают и в некотором смысле искусственно счастливые финалы, когда происходит неожиданное появление добродетельного богача, готового оказать покровительство слабому и угнетенному, когда осуществляется перерождение «плохих» и жадных героев в добрых и щедрых. На ощущение возможности справедливости в блестяще воссозданном писателем несправедливом мире работают у Диккенса и сказочно-сентиментальный антураж, и романтико-фантастический флер, окружающий приключения героев по недружелюбным и мрачным дорогам современной Англии. Нельзя не заметить, что реализм Диккенса несет на себе ярко выраженный отпечаток фольклорной и романтической традиций.
Отдельного внимания в контексте творческого исследования писателем богатства и бедности как категорий мировоззренческого порядка заслуживают «Американские заметки» и «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», написанные по мотивам путешествия по новому континенту.
Погоня за наживой — как смело и непримиримо свидетельствует Диккенс — отупляет, озлобляет и обезличивает зацикленных на деньгах дельцов-обывателей. Пожалуй, закономерно именно американская действительность середины XIX века с характерной для нее необузданной жаждой накопления капитала оказывается той моделью мира, Против которой в принципе и выступает в своих произведениях знаменитый английский реалист. Главным же капиталом Диккенса становится нравственный выбор в пользу человека, чье личное бытие и счастье не должно измеряться уровнем материального благосостояния.
«У Чарлза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда…» — и в этих строках стихотворения Осипа Мандельштама «Домби и сын» (написанного в 1913 году и названного в честь одного из самых знаменитых произведений классика) звучит признание бесспорного знания жизни, которое сумел выразить в своих романах английский писатель XIX века.