А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Романтический период творчества поэта приходится на годы южной ссылки (1820-1823), ознаменованные появлением поэм «Кавказский пленник»,
«Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и др. Движение от романтизма к реализму и постепенное утверждение последнего наметилось в творчестве со второй половины 1820-х гг.
«Станционный смотритель». Эта повесть занимает важное место в творчестве А.С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». С неё начинается в русской литературе тема «униженных и оскорблённых», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец.
А. С. Пушкин описывает жизнь ничем не примечательного станционного смотрителя, прислуживающего проезжающим, которые часто днём и ночью вымещают своё недовольство на таких смотрителей. А. С. Пушкин обращает особое внимание на своеобразие внутреннего мира «маленького человека», способного на глубокие чувства и переживания.
Повествование идёт от лица рассказчика. Композиционно повесть состоит из экспозиции и завязки (рассказ о жизни смотрителей, бегство Дуни с офицером), развития действия (поиск Дуни в Петербурге), кульминации (встреча Самсона Вырина с Минским и Дуней), развязки (рассказ деревенского мальчика о смерти смотрителя и приезде Дуни). Важную роль для раскрытия идеи повести играет описание картинок, иллюстрирующих притчу о блудном сыне, которые висели в каморке Самсона Вырина. В библейской притче повествуется о сыне, который оставил отца и расточил отцовское состояние с товарищами, но вернулся и вымолил у отца прощение. Этот сюжет почти с точностью повторяет Дуня, добровольно согласившаяся уехать с гусаром в Петербург без отцовского согласия. Безрассудство дочери доводит отца до преждевременной смерти в одиночестве. Дуня теряет единственного родного человека, так и не простившись с ним. Характеризуя характеры Вырина и Дуни, А.С. Пушкин чуждается детальных описаний, что соответствует им самим выделенным особенностям прозы: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Например, склонность Дуни к светской жизни и легкомыслие передано словами «она вела себя как “девушка, видевшая свет”». Переживания передаются через действия. О том, что Дуня болезненно переживает разлуку с отцом, рассказывает скупая фраза: «Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». Как и в библейской притче, блудная дочь возвращается в отчий край. Примирение героев на кладбище происходит не в материальном, а в бытийном пространстве жизни, продолжающейся в вечности.