Прочтите вновь каждую из трех частей стихотворения. Определите общий тон, эмоциональный настрой каждой из них. Вспомните признаки таких жанров, как элегия и сатира, и найдите доказательства того, что две части стихотворения несут приметы сатиры, а одна — элегии.
Стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» — ранняя по времени и непревзойденная по поэтической силе оценка Пушкина. «Нашей славой» назван Поэт. В стихотворении сочетаются любовь автора к «дивному гению», преклонение перед его личностью и поэзией, глубокая горечь утраты, вызванная гибелью Поэта, боль и негодование против тех, кто «злобно гнали его свободный, смелый дар».
Стихотворение состоит из трех частей, сочетающих в себе признаки гневной, резкой сатиры и элегии. Прочитаем все части и определим общий тон и эмоциональный настрой каждой из них, проследим, как постепенно меняется авторская интонация на протяжении стихотворения.
В первой части утверждается не просто гибель Поэта, а его убийство. Не случайны и слова, стоящие в начале нескольких стихотворных строк: «Погиб…», «Пал…», «Убит!..», «Угас…», «Увял…», «Его убийца…», «И он убит…».
Далее Лермонтов дает портрет убийцы, но еще раньше он говорит о гонителях Поэта, отвергая их жалкий лепет оправданья. Уже в первой части ощущается резкое противопоставление Поэта («Один, как прежде») и толпы, с ненавистью относящейся к его «свободному, смелому дару», для «потехи» раздувающей «чуть затаившийся пожар». Лермонтов видит в этих людях соучастников преступления, соучастников убийства и резко бросает им в лицо прямое обвинение: «Что ж? Веселитесь…»
В первой части налицо все признаки сатиры: резкое обличение общества в содеянном преступлении — убийстве Поэта.
Вторая часть по своему настроению, интонации отличается от первой — это элегия, в которой чувствуется скорбь по безвременной кончине «певца», автора «чудных песен». Меняется и стих: вместо четырехстопного ямба, которым написана первая часть, автор использует вольный ямб — разностопный. Это позволяет автору полнее выразить свои чувства: свою любовь к Пушкину, преклонение перед «чудной силой» его поэзии, свою глубокую боль, вызванную вступлением Поэта в «завистливый и душный свет» — собрание «насмешливых невежд», сумевших отравить последние мгновения Поэта «коварным шепотом». Три раза в этой части повторяется вопрос: «Зачем?» В нем чувствуется горечь и даже упрек, обращенный к «невольнику чести».
Первые пять строк этой части и последние четыре окрашены особой печалью: «Замолкли звуки чудных песен, / Не раздаваться им опять…» Поэтический облик Пушкина, данный в первой части, обогащается Лермонтовым во второй части. Она наполнена отзвуками его поэзии. Так возникает аналогия с поэтом Ленским, убитым Онегиным («Евгений Онегин»): «Сраженный, как и он, безжалостной рукой».
В третьей части от элегического настроения не остается следа. Эта часть непосредственно связана с первой частью, но звучит она уже по-другому. Последние 16 строк представляют собой гневную сатиру, имеющую резко выраженный политический характер. В них чувствуется новый накал страсти, возмущения, гнева. В тексте последней части пять восклицательных предложений, в каждом из них чувствуется не просто обвинение, но и угроза. Эти строки обращены к толпе, стоящей у трона, к палачам «Свободы, Гения и Славы». Говоря о «надменных потомках», автор стихотворения имеет в виду определенный слой петербургской знати, ту ее часть, которая завоевала принадлежность к высшему кругу путем подобострастия, дворцовых интриг. Теперь их охраняет закон. «Но есть, есть Божий суд… Есть грозный судия» — в этих словах сливаются и Божий суд, и суд истории. Наивысшей силы достигает гнев автора стихотворения в словах:
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Слишком много покороче можно? Пожалуйста