ПЕРЕХОД ДАНТЕ
Как совместить любовь к Богу, которая для средневекового человека была безоговорочной составляющей общей картины мира, с сочувствием к слабости человека и одновременным восхищением его силой, красотой и талантом? Первопроходцем по этому многосложному мировоззренческому «колизею» стал именно Данте Алигьери, ведомый духовной преемственностью античному искусству и, прежде всего, традиции Публия Вергилия Марона с его непререкаемым даже в Средневековье авторитетом, и стремлением раскрыть божественную искру, благодаря которой так прекрасен человек. Человек новой эпохи — Возрождения.
Чем известен Данте Алигьери каждому более или менее образованному человеку? Конечно, авторством «Божественной комедии», уникальность которой бесспорна. Поэма Данте — это непревзойденный по художественной силе синтез мировоззрений, а именно религиозности Средневековья и гуманизма Ренессанса. Тот самый многоуровневый синтез, который столь ярко воплотился в архитектуре Флоренции, родины поэта.
К слову, «Комедия» (так изначально называлось произведение) стала «божественной» с легкой руки другого знаменитого мастера итальянского Возрождения — Джованни Боккаччо, в числе первых осознавшего художественную мощь и значение шедевра Данте. Само же определение — «божественная» — прочиталось в веках во всей своей смысловой наполненности и многозначительности.
В письме Кангранде делла Скала, «наместнику кесаря» в Вероне, Данте, который в соответствии со средневековой традицией вкладывал в свое произведение четыре смысла — буквальный, аллегорический, моральный и ана- гогический (т. е. мистический), — писал о «Комедии»: «Если же рассматривать произведение с точки зрения аллегорического смысла — предметом его является человек, то — в зависимости от себя самого и своих поступков — он удостаивается справедливой награды или подвергается заслуженной каре». По сути, поэт искал пути спасения для человека, отягощенного собственной греховной природой, к обретению счастья благодаря чистому сердцу и разумным помыслам. Кстати, в том же письме поэт привел немало веских доводов в пользу силы знания и величия разума, подчеркивая, что те, «кому дано знать наилучшее в нас, не должны плестись в хвосте у стада, но, напротив, призваны противостоять его ошибкам». И Данте Алигьери на протяжении жизни искренне стремился противостоять ошибочным политическим веяниям (вспомним конфликт гвельфов и гибеллинов, последующий раскол в партии гвельфов и изгнание поэта из родной Флоренции), несправедливому отношению (вспомним унизительную для поэта амнистию, выполнив условия которой он мог бы вернуться на родину) и, наконец, простому человеческому невежеству. Увидев божественный свет знания о человеке, Данте со всем великодушием поэта передал его людям и посредством «нового сладостного стиля» сонета, и через живописную пластичность образов «Божественной комедии», и в строгих формах трактата-исследования.
«Флорентиец родом, но не нравами», поэт провел большую часть жизни в скитаниях по благосклонным к нему, его уму и таланту, итальянским городам и умер в Равенне, так и не возвратившись на родину. И как не вспомнить здесь слова современного российского автора, который в созвучии с судьбой Данте сказал: «Народ не способен написать «Божественную комедию» — зато может изгнать с родины ее автора, а потом много веков подряд им гордиться». Но такова в своей исторической неумолимости внешняя сторона вещей. Ее же внутренняя сторона — в безусловном художественном достижении поэтического гения, воплотившего в искусстве слова масштабный по глубине мировоззренческий прорыв от религиозных представлений Средневековья о низменности человека к ренессансному гуманистическому идеалу личности — венцу божественного творения.