ПЕРЕХОД ДАНТЕ, Биография

ПЕРЕХОД ДАНТЕ

Как совместить любовь к Богу, которая для средневе­кового человека была безоговорочной составляющей общей картины мира, с сочувствием к слабости челове­ка и одновременным восхищением его силой, красотой и талантом? Первопроходцем по этому многосложно­му мировоззренческому «колизею» стал именно Данте Алигьери, ведомый духовной преемственностью антично­му искусству и, прежде всего, традиции Публия Вергилия Марона с его непререкаемым даже в Средневековье авто­ритетом, и стремлением раскрыть божественную искру, благодаря которой так прекрасен человек. Человек новой эпохи — Возрождения.

Чем известен Данте Алигьери каждому более или менее образованному человеку? Конечно, авторством «Божест­венной комедии», уникальность которой бесспорна. Поэма Данте — это непревзойденный по художественной силе синтез мировоззрений, а именно религиозности Средневе­ковья и гуманизма Ренессанса. Тот самый многоуровневый синтез, который столь ярко воплотился в архитектуре Фло­ренции, родины поэта.

К слову, «Комедия» (так изначально называлось произ­ведение) стала «божественной» с легкой руки другого зна­менитого мастера итальянского Возрождения — Джованни Боккаччо, в числе первых осознавшего художественную мощь и значение шедевра Данте. Само же определение — «божественная» — прочиталось в веках во всей своей смыс­ловой наполненности и многозначительности.

В письме Кангранде делла Скала, «наместнику кесаря» в Вероне, Данте, который в соответствии со средневе­ковой традицией вкладывал в свое произведение четыре смысла — буквальный, аллегорический, моральный и ана- гогический (т. е. мистический), — писал о «Комедии»: «Если же рассматривать произведение с точки зрения ал­легорического смысла — предметом его является человек, то — в зависимости от себя самого и своих поступков — он удостаивается справедливой награды или подвергается заслуженной каре». По сути, поэт искал пути спасения для человека, отягощенного собственной греховной природой, к обретению счастья благодаря чистому сердцу и разумным помыслам. Кстати, в том же письме поэт привел немало веских доводов в пользу силы знания и величия разума, подчеркивая, что те, «кому дано знать наилучшее в нас, не должны плестись в хвосте у стада, но, напротив, при­званы противостоять его ошибкам». И Данте Алигьери на протяжении жизни искренне стремился противостоять ошибочным политическим веяниям (вспомним конфликт гвельфов и гибеллинов, последующий раскол в партии гвельфов и изгнание поэта из родной Флоренции), неспра­ведливому отношению (вспомним унизительную для поэта амнистию, выполнив условия которой он мог бы вернуться на родину) и, наконец, простому человеческому невеже­ству. Увидев божественный свет знания о человеке, Данте со всем великодушием поэта передал его людям и посред­ством «нового сладостного стиля» сонета, и через живопис­ную пластичность образов «Божественной комедии», и в строгих формах трактата-исследования.

«Флорентиец родом, но не нравами», поэт провел боль­шую часть жизни в скитаниях по благосклонным к нему, его уму и таланту, итальянским городам и умер в Равенне, так и не возвратившись на родину. И как не вспомнить здесь слова современного российского автора, который в созвучии с судьбой Данте сказал: «Народ не способен написать «Божественную комедию» — зато может изгнать с родины ее автора, а потом много веков подряд им гор­диться». Но такова в своей исторической неумолимости внешняя сторона вещей. Ее же внутренняя сторона — в безусловном художественном достижении поэтическо­го гения, воплотившего в искусстве слова масштабный по глубине мировоззренческий прорыв от религиозных представлений Средневековья о низменности человека к ренессансному гуманистическому идеалу личности — венцу божественного творения.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.