Вопрос 13. Перечислите меры предотвращения укусов животных, змей и насекомых.
Предотвращение укусов животных. Следует осторожно обращаться с незнакомыми собаками и кошками. К диким животным вообще нельзя приближаться. Не надо подходить к собакам, если они едят, спариваются или дерутся. Необходимо учитывать, что большие собаки опаснее мелких, а чаще других кусают овчарки.
Предотвращение укусов змей. Профилактику следует начать с выяснения, какие змеи водятся в регионе, где вы живете или где собираетесь побывать. Большинство укусов змей приходится на весну, когда после спячки они голодны и активно питаются. Змеи любят греться на солнце, устроившись на камнях или деревьях. Чаще всего их можно встретить в болотах, на склонах оврагов, в пещерах, пустотелых бревнах, заброшенных зданиях. Как правило, змеи кусают за ноги, поэтому хорошую защиту обеспечивают кожаная или резиновая обувь до колен и длинные брюки. Змеи, как правило, стараются избежать контакта, поэтому, увидев на своем пути змею, надо просто обойти ее стороной.
Предотвращение укусов насекомых. Надо знать опасных насекомых вашей местности, уметь распознавать места, где они обитают, и держаться от них подальше. Следует учитывать, что пчелы становятся особенно агрессивными в пасмурные дни и после дождя, когда на цветах мало пыльцы. Эти насекомые плохо видят, поэтому одежду с ярким рисунком они по ошибке могут принять за настоящие цветы. Их привлекают сверкающие ювелирные украшения, аромат духов и лосьонов, а также запах пота и сладкой пищи. Не надо раздражать насекомых, которые сели на вас или кружат рядом. Заслышав жужжание, лучше замереть на месте или медленно отойти. Если атакует рой, нужно спрятаться в помещении, укрыться в лесу или воде, в крайнем случае лечь на землю и прикрыть голову руками. Если насекомое ужалило, надо немедленно уйти подальше от этого места, так как это может привлечь других насекомых.
Вопрос 14. Какие меры позволяют снизить риск получения травм в домашних условиях?
Во-первых, находясь в помещении, не следует суетиться. Возможность получить травму значительно возрастает от того, что люди порой слишком торопятся.
Во-вторых, чтобы исключить травмы по причине падения, надо соблюдать простые правила безопасности:
- не ходить по только что вымытому полу, пока он не просохнет, сразу же вытирать на полу лужи, образовавшиеся пролитой жидкостью;
- надежно закрепить углы ковров и половиков, размещенных на полу;
- не торопиться, спускаясь по лестнице, держаться за перила; нижнюю и верхнюю ступеньки в доме (квартире) можно отметить цветными наклейками, чтобы их лучше было видно;
- не высовываться из окон, не сидеть на подоконниках, не ходить по парапетам и карнизам — можно потерять равновесие и упасть.
Вопрос 15. Какие обстоятельства могут послужить причиной возникновения пожаров в домах (квартирах)?
Причинами возникновения пожаров в домах (квартирах) чаще всего являются:
- применение самодельных электрических приборов и предохранителей, пользование электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией;
- подключение в одну розетку большого количества потребителей электрического тока (более трех), использование неисправной аппаратуры и приборов, пользование поврежденными розетками;
- обертывание электролампы и светильников бумагой, тканью и другими предметами; пользование электрическими утюгами, чайниками без подставок из несгораемых материалов; оставленные без присмотра включенными электронагревательные приборы, радиоприемники, телевизоры (особенно старых марок);
- загромождение проходов, коридоров, лестничных площадок и маршей лестниц и эвакуационных люков мебелью и другими предметами; оборудование в квартирах жилых домов мастерских и складов, где применяются и хранятся взрыво- и пожароопасные вещества;
- оставленные без присмотра топящиеся печи, а также поручение надзора за ними малолетним детям;
- неосторожное обращение с открытым огнем (игры со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями, петардами).
Вопрос 16. Перечислите меры безопасности при обращении с электрическими приборами и оборудованием.
При обращении с электрическими приборами и электрооборудованием надо проявлять особую осторожность. Нельзя прикасаться мокрыми руками к включенным в сеть электроприборам (стиральная машина, телевизор, магнитофон, настольная лампа, кухонный комбайн, электропечь), к электропроводке и электроарматуре (электророзетки, настенные выключатели). Перед тем как использовать электроинструмент, необходимо ознакомиться с инструкцией по его эксплуатации и при работе соблюдать меры безопасности. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами и электроинструментами.
Вопрос 17. Расскажите о мерах безопасности на уроках химии и физики.
На уроках химии (особенно при выполнении лабораторных работ) надо соблюдать правила безопасности. Перед проведением опытов с различными химическими реактивами тщательно изучить описание работы и внимательно выслушать инструктаж учителя по мерам безопасности. Работая с химическими реактивами, особенно содержащими агрессивные химические вещества (кислоты, щелочи), надо надевать резиновые перчатки, а глаза защищать очками. Жидкие реактивы следует переливать, используя воронки, а при работе с сыпучими веществами пользоваться ложками. Нельзя наклоняться низко над сосудами с химреактивами и кипящими жидкостями, особенно при добавлении в них новых веществ. При разбавлении серной кислоты необходимо вливать в воду ее, а не наоборот. Перед тем как нагретую жидкость (химреактив) переливать в стеклянную посуду, эту посуду надо разогреть. Необходимо помнить, что при химических реакциях иногда выделяется большое количество теплоты, реактивы превращаются в другие вещества и приобретают новые свойства. Особую осторожность надо соблюдать при работе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (ацетон, скипидар, этиловый и метиловый спирт, растворители). Эти жидкости не должны находиться в непосредственной близости к источникам тепла и открытому огню. Работая с ними, нельзя зажигать спички, зажигалки, горелки, использовать включенные нагревательные электроприборы. По окончании работы с химическими веществами хорошо вымойте руки теплой водой с мылом.
При выполнении лабораторных работ по физике тоже необходимо придерживаться правил безопасности. Прежде всего, нужно очень внимательно выслушать инструкцию учителя о порядке проведения работы, расположении приборов, размещении материалов и оборудования, а также о правилах техники безопасности.
Перед проведением работы надо изучить ее содержание и уяснить порядок выполнения. Источник питания разрешается включать только с разрешения учителя. Во время работы надо соблюдать осторожность, нельзя прикасаться к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания. Обнаружив неисправность в электроприборах, находящихся под напряжением, надо немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю. По окончании работы источник электропитания необходимо отключить, а затем разобрать электрическую цепь.