Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Центральной темой повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь общество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима большевиков на страницах романа М. А. Булгакова осуществляется в традициях русской сатирической школы. Повесть сочетает в себе жанровые традиции фантастического произведения, элементы антиутопии.
Сатирические традиции в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». В основе сюжета лежит ироническая трансформация библейской темы преображения, которая на страницах повести М. А. Булгакова превращается в историю о научном эксперименте, проведенном профессором Преображенским (фамилия героя становится говорящей) и доктором Борменталем над бездомной собакой Шариком. Ей вживили гипофиз уголовника и бузотера Клима Чугункина в надежде, что данная операция станет шагом к открытию человеческого бессмертия. Однако опыт дал страшные результаты: милый Шарик, получив власть и поддержку домкома Швондера, превращается в наглого и жестокого хама, примитивность мышления которого не поддается воспитанию и обучению. Лишь «уроки» представителя пролетариата Швондера быстро усваиваются Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.
Гротеск становится ведущим приемом создания сатирического изображения в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Все в образе Шарикова, начиная с его имени, «наследственной» фамилии, внешнего вида, манер и заканчивая его умозаключениями («Да что тут предлагать… А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… голова пухнет! Взять все да и поделить…»), — представляет сатирическое обличение бездуховного мира «нового» человека, не имеющего ни воспитания, ни внутренней культуры. Этот персонаж нового времени и не стремится к развитию, его больше заботят вещи сугубо примитивные, материальные. Аппетиты бывшего Шарика растут по мере того, как он осознает себя частью победившего класса: «Вот. Член жилищного товарищества, и жилплощадь мне полагается определенно в квартире номер пять у ответственного съемщика Преображенского в шестнадцать квадратных аршин, — Шариков подумал и добавил слово, которое Борменталь машинально отметил в мозгу, как новое: — Благоволите».
Противопоставление представителей интеллигенции тупой серой массе придает повести черты сатирического памфлета. Любопытна и сама антитеза Шарик — Шариков. Первый не жалует жестоких людей, замирает при звуках арии из «Аиды», второй же демонстрирует безнравственность и невежество. Детали портрета и поведения Шарика-Шарикова углубляют контраст.
Не менее гротесково представлен в повести и председатель домового комитета Швондер. Декларативная, лозунговая речь (с постоянными повторами) этого персонажа демонстрирует скудоумие и крайне малый словарный запас: «Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома». Несоответствие реальности с провозглашаемыми лозунгами вносят диссонанс в столь «светлое будущее». Спевки, которые с завидной регулярностью проводятся в доме, мало похожи на песни счастливых людей. Это начало «разрухи в головах», о которой говорит профессор Филипп Филиппович Преображенский: «Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так далее. Крышка Калабухову!»
Прием раздвоения героя и фантасмагорического превращения Шарикова сближает повесть М. А. Булгакова с традициями немецких романтиков, в произведениях которых соединяются реальность и фантастика. Полученное пространство позволяет представить авторскую идею емко и выразительно, а образы обретают символическое значение. Так, например, в «Собачьем сердце» символично звучат многие детали: фамилия профессора — Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богородицы), потоп в квартире и др.
Сатира позволяет писателю представить «шариковщину» как явление не только социального, но и морального плана, предупреждает о страшных последствиях научных и исторических экспериментах по «улучшению» человека.