Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонтова. В своем поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтов продолжил и развил лучшие традиции русской поэзии, затронув практически все «вечные» темы: дружбу, любовь, поиск смысла жизни, назначения поэта и поэзии и, конечно, пат- риотическую тему, в рамках которой разграничить тему русской природы и тему родины сложно. Лирика М. Ю. Лермонтова представляет живописные картины природы, вызывающие восхищение читателя. В них сочетаются покой и мятежность, насыщенность и мягкость. Именно картины природы гармонично передают любовь поэта к родине, а она не мыслится без интереса к жизни народа, его истории.
Реализация темы природы и любви к родине в поэзии М. Ю. Лермонтова, «Бородино» (1837) — тема родины раскрывается поэтом через призму памяти рядового участника Бородинского сражения, воплотившего обобщенный образ всего народа. Великое событие в истории страны вызывает авторскую гордость за доблестное воинство, за духовное богатство, за свою родину. Самоотверженность русских солдат, готовых отдать свою жизнь, вызвана одним чувством — патриотизмом:
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!
Описаний битвы приобретает черты гиперболизации, что придает описанию былинную основу, а героям битвы — схожесть с русскими богатырями.
«Родина» (1841) — декларация истинного чувства патриота. Любовь к родине поэт называет «странною», т.к. она не подчиняется рассудку, живет вопреки логике:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Глубокое чувство в сердце поэта вызывают иные картины — те, что связаны с мирной жизнью природы («Ее степей холодное молчанье, // Ее лесов безбрежных колыханье, // Разливы рек ее подобные морям…»), бытом простых крестьян («С отрадой многим незнакомой // Я вижу полное гумно, // Избу, покрытую соломой, // С резными ставнями окно…»). По словам Н. А. Добролюбова, давшего оценку этому стихотворению, М. Ю. Лермонтов «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».
«Прощай, немытая Россия» (1841). В этом восьмистишии звучит жесткая отповедь несправедливому социальному и политическому устройству общества. Россия предстает в образе «страны рабов, страны господ». Так жестко сказать о язвах реальности могло только глубоко страдающее сердце истинного сына своей земли.
В ряде стихотворений пейзажные образы получают символическое значение и одухотворяются: «Ветка Палестины» (1837), «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко…» (1841), «Утес» (1841) и др. Образ Родины немыслим без картин русской природы. Так, например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» (1837) пейзажные зарисовки позволяют автору представить на страницах лирического произведения красоту земли, гармонию, царящую на ее просторах:
Когда волнуется желтеющая нива.
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка…
В тексте автор активно использует лексику, воздействующую на органы чувств читателя (зрение, слух): желтеющая нива, малиновая слива, зеленого листка; волнуется, шумит при звуке. Этот прием позволяет читателю проникнуть в мир стихотворения, стать его действующим лицом, испытать то же чувство любви и умиротворения, какое переживает лирический герой.
Постижение Божественного начала жизни, по мысли поэта, происходит через созерцание природы, через метафорическое ее осмысление:
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Через проникновение в мир природы лирический герой может глубже понять и почувствовать свою связь с миром, приблизиться к ощущению счастья. Природа на редкие мгновения позволяет лирическому герою слиться с ней и обрести некое подобие «смирения» и оказаться в самом центре мироздания.
Образ Родины предстает на страницах лирических произведений М. Ю. Лермонтова неоднозначным, вызывающим противоречивые чувства (особенно когда речь идет о бесправном положении народа), но именно в стихотворениях, где поэт воспевает русскую природу, предстает величественный облик земли, которую поэт любит горячо и преданно.