БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ (по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей»)
Протест против зла и несправедливости, против деспотизма и жестокости царей, борьба греческого народа за свободу и независимость, за права человека на умственный и физический труд, на открытия и достижения в разных областях культуры — вот основные вопросы, которые поднимал в своих произведениях известный древнегреческий драматург Эсхил. В своем творчестве он отразил целый этап становления афинского государства. Это было героическое время, — поэтому и трагедии великого драматурга наполнены героикой, возвеличиванием подвигов во имя народа, во имя человечества. Одним из самых ярких образов, созданных автором, стал образ Прометея, героя трагедии «Прикованный Прометей».
Согласно древнему мифу, Прометей отважился противостоять грозному Зевсу: похитил божественный огонь и отдал его людям. Тем самым он спас народ от гибели. Однако Зевс прогневался на дерзкого смельчака и обрек его на вечные муки, приковав к скале,
Чтоб наконец признал главенство Зевсово И чтоб зарекся дерзостно людей любить.
Каждый день прилетает к скале орел и выклевывает печень у отважного героя. Но никакие страдания не в силах заставить гордого Прометея, борца за справедливость и гуманизм, покориться жестокому тирану. Ничто не заставит его отступиться от людей.
Знай хорошо, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье,
Мне лучше быть прикованным к скале,
Чем верным быть прислужником Зевеса, — заявляет он.
Гордым и непреклонным, до конца хранящим верность своим принципам, остается Прометей вплоть до того момента, когда скала обрушивается в пропасть. И в эту минуту он обращается к справедливости высших сил:
Без вины страдаю — гляди!
Эсхил развил мотив древнего мифа, углубив центральный конфликт, расширив значение Прометея в жизни людей. В трагедии «Прикованный Прометей» герой не только дает людям огонь, способный согреть и защитить их от голодной и холодной смерти. Он также несет им огонь просвещения. Он обучает их наукам и ремеслам, искусствам и культуре, он открывает им все существующие на земле блага цивилизации. Прометей также оказался искусным врачом и не только использовал свои знания, чтобы лечить других, но и передавал эти знания, учил людей изготавливать лекарства, оказывать необходимую помощь больным. Он помогал растолковывать знамения, обучал добывать золото, железо, медь и многие другие богатства, скрытые под землей.
Прометей у Эсхила выступает также смелым и отважным борцом за правду и справедливость. Зевс — воплощение жестокости и несправедливости — решил, по прихоти своей, уничтожить человечество. Но герой не позволил ему этого, он становится на защиту людей от коварного тирана. Сила духа Прометея, его бескомпромиссность, высокое чувство собственного достоинства, независимость, стремление к справедливости делают его сильным и способным противостоять богам.
Греки очень ценили свои демократические порядки и поэтому воспринимали конфликт Зевса и Прометея как символическое осуждение единовластия. Зевс — «никому не подотчетный, суровый царь», поэтому его самоуправство не знает границ.
Греки осуждали Зевса потому, что боги не являлись для них образцом поведения и справедливости. В отличие от жестоких и несправедливых богов, Прометей олицетворяет человеческий разум и прогресс. Он спорит с Зевсом и его помощниками Гермесом, Гефестом, Силой, Властью, стариком Океаном — защитниками своевластия, косности, приспособленчества, невежества и жестокости нравов.
Произведение Эсхила было создано в то время, когда греческий народ особенно нуждался в герое, подобном Прометею, герое, способном доказать, что борьба не напрасна, что она может привести к успеху, что идеалы свободы и справедливости — действительно высокие и достойные идеалы, за которые можно отдать жизнь. В лице своего героя великий трагик увековечил образ борца за счастье и культуру человечества, борца против зла и тирании. В этом образе слились воедино гордость автора за героическую Грецию и гордость за человека. И этот символ человека, который думает не о себе самом — бессмертном боге, а о будущем всего народа, навеки останется в сознании и памяти человечества. Если бы все люди на земле поступали так же самоотверженно, честно и справедливо, человеческие отношения достигли бы истинного совершенства и гармонии.
Эсхил и его герой подали нам яркий пример того, что относиться к другим людям нужно бескорыстно, думая вначале о них, а не о себе. Автор дает нам понять, что Прометей мог спасти себя — ведь он владел тайной свержения Зевса с трона. Возможно, гнев грозного царя не был бы таким неумолимым, если бы герой открыл ему эту тайну.
Пытки, устроенные Зевсом, были не столько направлены на наказание Прометея за помощь людям, сколько на то, чтобы сломить его волю, заставить открыть тайну. Но ведь тайна заключалась в том, что конец правления жестокого тирана уже близок. И герой не мог открыть этот секрет, чтобы не подвергнуть человечество еще большей опасности, чтобы не дать в руки Зевсу оружия, которое помогло бы ему избежать своей участи. Прометей дал людям божественный огонь знаний, культуры, ремесел, он научил их самим строить свою жизнь, озарил их существование светом справедливости и свободы. И он не мог, не имел права своими руками погасить этот огонь. Именно поэтому Прометей продолжал терпеть нечеловеческие муки. И не требовал ничего взамен.
Я думаю, что огонь Прометея не погас и в наши дни. Более того, он не погаснет никогда — пока есть на земле хоть один человек, все помыслы и дела которого направлены на благо других, на счастье человечества. А такие люди есть! И если присмотреться повнимательнее, они — вокруг нас, простые люди, похожие на нас с вами, не выставляющие напоказ свой скромный ежедневный подвиг.
Учителя, врачи, ученые; те, кто бескорыстно помогает нуждающимся, больным, детям; те, кто заботится о будущем нашей земли, о будущем человечества — в груди у всех этих людей горит неугасимый огонь Прометея. И до тех пор, пока будет существовать человечество, будут жить люди с чистым сердцем, открытой душой, бескорыстно несущие радость окружающим и движущие прогресс.