ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ ЭСХИЛА «ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»
Создавший немало прекрасных произведений, Эсхил по праву считается «отцом трагедии». Его творчество поражает широтой охвата жизни, глубиной идеологического содержания, богатством и монументальностью созданных образов, оригинальностью и художественным своеобразием произведений. Драматург выступал в одном лице и поэтом, и постановщиком своих трагедий, и музыкантом, и актером. Потому его произведения предназначаются не для чтения, а именно для просмотра, для восприятия с театральной сцены. Ведь только в театрализованной форме наилучшим образом реализуется и замысел автора, и острота конфликта, и отражение внутреннего мира, эмоционального состояния, чувств героев. Несомненно, наилучшим произведением Эсхила, вобравшим в себя мастерство создателя, стала трагедия «Прикованный Прометей», созданная по мотивам известного древнего мифа.
В трагедии Эсхил раскрывает важнейшие вопросы своего времени: проблемы вины и возмездия, ответственности человека за свои поступки, противоборства добра и зла, стремление к торжеству справедливости, взаимоотношения человека и сил внешнего мира, выражающих божественную волю.
Согласно древнему мифу, Прометей — защитник людей от произвола и несправедливости богов. Чтобы спасти народ от неминуемой гибели, он похитил огонь с Олимпа, за что грозный Зевс приказал приковать его к скале. Герой был обречен богами На вечные жестокие мучения: каждый день к скале прилетал орел и выклевывал печень Прометея. Затем она снова восстанавливалась, и муки героя возобновлялись. Так продолжалось бесконечно долго — по различным версиям легенды, от нескольких столетий до тридцати тысяч лет, — пока Геракл не убил орла и тем самым не освободил Прометея.
Однако в своем произведении Эсхил углубляет этот конфликт, выходя за рамки мифа. Его Прометей является олицетворением человеческого прогресса. Из мифологического персонажа он превращается в современного человека, ученого, врача, философа, которому люди обязаны открытиями в медицине, анатомии, биологии и других науках. Автор сделал своего героя изобретателем различных наук и ремесел, донесшим до людей все культурные блага, которые сделали возможным развитие человеческой цивилизации:
…Я их сделал, прежде неразумных,
Разумными и мыслить научил.
Прометей обучил людей строить дома, добывать металлы, обрабатывать землю, приручать животных. Он развил корабельное дело, астрономию и изучение природы, научил людей «науке чисел и грамоте», многим другим полезным и важным занятиям.
А коротко сказать…
От Прометея — все людей умения.
Для того чтобы донести до людей все эти знания и умения, Прометей вынужден вступить в бой с великим Зевсом, олицетворяющим неизведанные силы природы, ревностно охраняющей свои тайны. При этом сам Зевс не появляется на сцене, а находится где-то в бесконечности. К нему, незримому, но существующему, постоянно обращен взгляд героя. При этом зритель сам имеет возможность домыслить, дать волю своему воображению.
Введение в действие второго актера, появление которого усиливало драматический эффект, создавая возможность изображения борьбы противоположных сил, которая и составляла основу сюжета, является одной из основных заслуг Эсхила как основоположника новых традиций в драматургии.
Драматичность действия подчеркивается также введением новой роли хора. Эсхил нарушает сложившиеся традиции, отводя хору лишь роль свидетеля происходящего, а не непосредственного участника событий. Такое новшество позволило автору уже во время представления как бы давать эмоциональную оценку происходящего. С помощью хора, сочувствующего Прометею и осуждающего действия Зевса, драматург подчеркнул четкое разделение добра и зла в своей трагедии.
Противоборство светлых и темных сил отражено и в контрастных эмоциональных диалогах гордого, смелого Прометея с трусливыми Океанидами или с лицемерным «прислужником богов» Гермесом.
Напряженность конфликта усиливается появлением тайны, которую хранит Прометей и которую всеми доступными ему методами старается выведать у него Зевс. Тайна эта заключается в том, что у богини Фетиды должен появиться сын от Зевса, который ознаменует собой конец правления жестокого царя.
…Жена сведет его с престола…
Родив дитя сильнее, чем отец.
Устоит ли Прометей перед натиском грозных сил, сможет ли сохранить тайну, — в ответе на этот вопрос заключен основной смысл трагедии Эсхила. Зевс подвергает героя нечеловеческим мукам, но Прометей твердо верит в торжество справедливости:
Я знаю, что Зевс суров, что ему
Справедливостью служит его произвол.
Но настанет час:
Он смягчится, разбитый ударом судьбы…
И зрители напряженно ждут развязки конфликта до последнего момента, когда скала с прикованным Прометеем проваливается в бездну, под грохот грома и сверкание молний.
Трагедия «Прикованный Прометей» является первой в трилогии. После нее Эсхил написал продолжение: «Прометей раскованный» и «Прометей-огненосец», от которых сохранились, к сожалению, лишь отдельные фрагменты. Но даже из того немногого, что дошло до наших времен, можно сделать вывод об уникальном таланте драматурга, о неповторимом художественном своеобразии его произведений. Автор проводит своего героя пустынями Скифии, горными грядами Кавказа. И все время Прометей гордо несет свою тайну, не покоряясь ни перед какими угрозами и испытаниями. Хотя, как говорят античные источники, известно, что в конце трилогии Прометей все-таки раскрывает тайну. Но смягчается и Зевс, обещая титану его вечный культ в Афинах. Финал произведения выражает стремление писателя к торжеству гармонии и справедливости, веру в победу добра, в господство на земле и на небесах светлого начала.
Жанр трагедии, театральное искусство в целом дает писателям, драматургам неограниченные возможности для совершенствования своего мастерства. Многие античные авторы искали новых путей развития этого направления. Но Эсхил внес самый значительный вклад в обновление трагедии. «Мои трагедии — это лишь крошки с роскошного банкетного стола Гомера», — скромно говорил драматург. Но история показала, что он на равных мог находиться за одним столом с великим предшественником. А может быть, даже соревноваться с ним в художественном богатстве, оригинальности, многоплановости, эмоциональной окраске своих произведений.