ДУШИ «МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ» В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Поэма Гоголя «Мертвые души» была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья», — возмущался один из цензоров. Так появился заголовок, в котором акцент был перенесен на аферу главного героя с куплей-продажей умерших ревизских душ. Впрочем, в контексте поэмы понятие «мертвые души» принимает иной смысл: читатель понимает, что речь идет не только и не столько об умерших крепостных крестьянах, сколько о духовно омертвевших чиновниках и помещиках.
Портреты чиновников Гоголь обрисовал лишь несколькими штрихами, но так метко, что перед читателем возникает яркая картина образа жизни российских чиновников начала XIX века.
Вот губернатор, который «ни толст, ни тонок собой… большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю». Видимо, это все, чем можно охарактеризовать человека, занимающего ответственный государственный пост, и на большее он не способен.
Об отсутствии смысла в жизни прокурора, у которого «на поверку… всего только и было, что густые брови», писатель говорит фразой: «Зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает».
Стряпчий — «первый хапуга в мире».
Чиновник Иван Антонович — взяточник: всякую положенную перед ним денежную купюру «совершенно не замечает и накрывает тотчас книгою».
Эти люди проводят свое время в бесконечных чаепитиях и карточных играх, на балах и званых обедах. Их основные черты — лень, равнодушие и любовь к сплетням.
В отличие от губернских чиновников, помещики в поэме «Мертвые души» выписаны Гоголем детально. Пять глав, со 2-й по 6-ю, знакомят нас с владельцами имений и крепостных крестьян. Согласно сюжетному ходу, к каждому из помещиков наведывается с визитом главный герой поэмы — Чичиков.
«Портретную галерею» дворян-крепостников открывает Манилов. Этот всегда улыбающийся, белокурый и голубоглазый господин на первый взгляд производит впечатление «приятного и доброго человека». Еще во время службы в армии его считали «скромнейшим, деликатнейшим офицером». И сейчас, живя в поместье, он частенько приезжает в город, «чтобы увидеться с образованнейшими людьми». Но, раскрывая шаг за шагом характер Манилова, писатель показывает нам всю пустоту и никчемность натуры помещика, способного вызвать у окружающих лишь «скуку смертную». Все в нем слащаво сентиментально. Его улыбка — угодлива, а манеры — заискивающие. И как бы пристально мы не приглядывались к Манилову, нам не найти в нем ни живости, ни искренности, ни задора. Он глуп и бездеятелен и всю свою жизнь проводит в праздной мечтательности, вынашивая абсурдные планы, будь то постройка подземного хода от дома или каменного моста через пруд. Только ни в одном, ни в другом нет никакой необходимости.
Распрощавшись с Маниловым, Чичиков попадает к Коробочке. Помещица предстает перед читателем на фоне пернатых: на стенах ее дома висят картины с птицами, окна дома глядят во дворик, где «индейкам и курам нет числа». Упомянутые птицы связаны в нашем сознании с бессмысленной хлопотливостью, бессвязным кудахтаньем, безмозглостью. Эти черты в полной мере присущи Коробочке, интересы которой подчинены лишь мелкому скопидомству.
Следующий персонаж поэмы — помещик Ноздрев — отличается от Манилова и Коробочки холерическим темпераментом и бурной энергичностью. Деятельность Ноздрева — кутилы, лжеца и карточного шулера — направлена не на созидание, а на разрушение. Всеми силами он стремится раздуть скандал, пусть даже и на пустом месте, не задумываясь, наносит оскорбления и не останавливается перед физической расправой. Этот персонаж настолько узнаваем и типичен, что Гоголь считает нужным сделать оговорку: «Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы!.. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только ходит в другом кафтане…» Писатель прав. У каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, о котором можно сказать: «Да это же Ноздрев!»
Столь же типичный представитель «мертвых душ» Собакевич. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, «неладно скроено да крепко сшито», чем напоминает самого хозяина. Сравнивая своего героя с предметами домашнего обихода, а его повадки с повадками «медведя средней величины», Гоголь говорит нам об отсутствии у Собакевича интересов, выходящих за рамки его бездушного, полузвериного существования.
«Портретную галерею» «мертвых душ» завершает Плюшкин. В описании внешности этого персонажа Гоголь вновь прибегает к сравнению с животным. «Маленькие глазки (помещика)… бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот…» Доведенные до крайней степени жажда накопительства и скупость Плюшкина преступны. Мука в его подвалах становилась каменной, сено и хлеб гнили, домашняя материя превращалась в пыль. А между тем своих сына и дочь Плюшкин лишил средств к существованию, у дворовых слуг были одни на всех сапоги, а крестьяне «мерли как мухи». Похоже, что все человеческое в помещике давно умерло, и перед нами не человек, «прореха на человечестве».
Кто же, по мнению писателя, обладает живой душой? Интересно, что живыми душами Гоголь наделяет беглых или умерших крестьян, которые оживают в речах и мыслях других персонажей. Так Собакевич описывает чудо-мастера Михеева, кареты которого славились и в столице, силача Степана Пробку, кирпичника Милушкина, который «мог поставить печь в каком угодно доме», Максима Телятникова, который, «что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо».
Поэма Гоголя принесла в мировую литературу понятие «мертвые души». Следуя за мыслью писателя, мы понимаем, что мертвыми душами наделены маниловы, Ноздревы, собакевичи. Но жив русский народ, а это значит, что у России есть будущее.