ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
В июне 1836 года Гоголь, глубоко огорченный враждебными толками, вызванными премьерой «Ревизора», уезжает за границу. Там он приступает к работе над поэмой «Мертвые души», сюжет которой был подсказан ему А. С. Пушкиным. В письме В. А. Жуковскому Николай Васильевич отмечал: «Мне даже смешно, как подумаю, что я пишу «Мертвые души» в Париже. Мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наше, наши помещики, наши чиновники, наши мужики…»
Я думаю, что творческие силы и энергию писателя во время работы над поэмой питали любовь к России и тревога за ее настоящее и будущее. В своем дневнике Гоголь записал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».
Давайте, следуя за мыслью писателя, посмотрим на российских помещиков. Гоголь располагает их в определенной последовательности — от лучшего к худшему, вернее, от плохого к худшему.
На первой ступеньке лестницы стоит Манилов — человек «так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, черты его лица «не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Излишняя слащавость и приторное довольство сквозит и в манерах помещика — с его лица не сходит умильная улыбочка, а речь полна преувеличений. Всех без исключения он находит достойными людьми: губернатор — «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор — «милый человек», жена полицеймейстера — «прелюбезная». Но за этой слащавой сентиментальностью и внешней обходительностью скрывается спящая душа. «У всякого есть свой задор, — пишет Гоголь, — у одного задор обратился на борзых собак, другому кажется, что он сильный любитель музыки», кто-то мечтает «сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена», а кто-то «мастер лихо пообедать». У Манилова же нет ничего. «От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова». А там, где нет жизни, — одна мертвечина. На мой взгляд, писатель подводит нас именно к этой мысли. Я считаю, что и сама фамилия помещика выбрана Гоголем не случайно. Она говорит читателю о чем-то манящем, что влечет к себе, но в итоге оборачивается обманом, ловушкой. Так, любой собеседник Манилова в первую минуту думает: «Какой приятный и добрый человек!», а в следующую: «Черт знает что такое!»
Настоящей заботы о благосостоянии семьи и благополучии крестьян Манилов не проявляет. Все управление он передоверил плуту приказчику. И в доме, и в деревне царит беспорядок, в то время как хозяин мечтает выстроить через пруд каменный мост или провести от дома подземный ход. Пустые, никчемные мечты человека с мертвой душой.
Следом за Маниловым Гоголь предлагает нам познакомиться с Коробочкой, одной из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрорядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». В отличие от Манилова она рачительная хозяйка. Крестьянские избы в деревне помещицы «показывают довольство обитателей». Сама хозяйка денно и нощно печется о том, чтобы ее имение не несло убытков. Но этим, пожалуй, круг интересов Коробочки и ограничивается — ко всему остальному она проявляет полное равнодушие. Разволновать ее способны лишь цены на пеньку и мед да страх продешевить. «Право, мое такое неопытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», — отвечает она Чичикову на его предложение купить у нее мертвые души. Коробочка долгое время не понимает абсурдности своего заявления. Все доводы потерявшего терпение Чичикова разбиваются о ее жадность и «дубинноголовость». О чем хотел сказать Гоголь, наделяя свою героиню фамилией Коробочка? У помещицы повсюду коробочки: и дом, как коробочка, и двор, как коробочка, наполненная всякой живностью, и комод — коробочка с мешочками, набитыми пятаками, рублями, двугривенными, да и сама голова барыни — деревянный короб.
Следующим за Коробочкой Гоголь представляет нам Ноздрева. Это человек «в некотором отношении исторический». Так писатель иронически оценивает «талант» Ноздрева раздувать разные, преимущественно скандальные, истории, распространять небылицы, расстраивать свадьбы или торговые сделки. Вся жизнь этого развязного, чрезмерно активного лжеца и авантюриста состоит из буйных кутежей и карточных афер, бессмысленной траты денег и пьяных ссор. Любитель лошадей и собак, Ноздрев в своем кабинете держит лишь сабли и ружья, а книг и бумаги эти стены, скорее всего, никогда и не Видели. Впрочем, как и сам хозяин. О неподдельной подлости Ноздрева свидетельствует его готовность учинить над своим гостем физическую расправу. И не один на один, а призвав себе в помощники двух «дюжих крепостных».
Что может означать фамилия этого персонажа? Не заключается ли в ней намек на стремление Ноздрева уловить, а точнее «унюхать» возможность совершить очередное жульничество или раздуть скандал?
Пятая глава поэмы рассказывает о Собакевиче. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, добротно и прочно, но при этом уродливо. Пожалуй, такова и внешность помещика, над лицом которого природа «недолго мудрила… хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет». Собакевича отличают медвежья неуклюжесть и звериный аппетит, а его интересы крутятся только возле того, что способно принести материальную выгоду.
Собакевич ни за что не станет предаваться пустым мечтам, как это делает Манилов, равно как и считать окружающих людьми «приятными во всех отношениях». Это «кулак», готовый на все ради наживы, к тому же большой человеконенавистник. Всех без исключения чиновников города он награждает эпитетами «дурак, какого свет не производил», «первый разбойник в мире», «мошенник», «свинья».
И, наконец, последняя ступенька лестницы — Плюшкин, «прореха на человечестве». В халате, рукава и полы которого «засалились и залоснились», с непонятной подвязкой на шее — он скорее похож на нищего, чем на помещика. Богатый человек — владелец тысячи с лишним душ крестьян, в целях экономии проявляет абсурдную, преступную скупость. Бессмысленное накопительство повредило его разум. Он морит голодом крестьян, сам питается в людской, в то время как «мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль». Для характеристики этого персонажа достаточно сказать о куче хлама посреди его комнаты — он ведь и сам, как хлам, как тлен и прах, лишен человеческих качеств. Плюшкин отказал в помощи сыну, выгнал дочь, безразличен к внукам. Ему нравится лишь пополнять свою «коллекцию» хлама. Чем? «Старыми подошвами, бабьими тряпками, железными гвоздями, глиняными черепками». Вдруг пригодится!
Это уже не человек, это сухарь, точнее сухая плюшка, которая так «сверху поиспортилась», что даже «скобление ножом» не вернет ей свежести и аромата.
Образы помещиков, созданные Гоголем, ярки, правдивы и типичны. Благодаря таланту писателя они легко узнаваемы нами и в современном мире. Кто оспорит тот факт, что вокруг то и дело встречаются хитрые, расчетливые Собакевичи и сладкоголосые, манерные Маниловы, глупо кудахтающие Коробочки и полные разрушительной силы Ноздревы? Говорят, и Плюшкины не так редки, но мне пока не довелось с ними встречаться.