ЭПОХА ПЕТРА I В РОМАНЕ А. Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР ПЕРВЫЙ»
Исторический роман А. Н. Толстого «Петр Первый» охватывает довольно протяженный период истории России — начиная со смерти царя Федора Алексеевича и заканчивая сражением под Нарвой. Это был трудный период в жизни русского государства — переход от давних, устоявшихся жизненных принципов к новому образу жизни. Смело можно сказать, что именно в это время Русь окончательно стала Россией.
Как и любая эпоха перемен, данный период стал настоящим испытанием для страны и всего народа. Испытанием необычайно сложным, но крайне необходимым. Россия, закоснелая в патриархальном жизненном укладе, исчерпала возможности для дальнейшего развития, увязла в застое, лишилась прогрессивного элемента своего существования. Ограниченные, не интересующиеся государственными делами бояре задавали тон во всеобщей симфонии отупения. Для них, влиятельных людей страны, нормальным было сидеть у царского трона и «думать» — то есть просто ничего не делать. Естественно, что при таком состоянии правящей верхушки ничего хорошего в низах быть не могло, и не было.
Крестьяне и рабочий люд, раздавленные налогами и поборами, стремительно беднели и разорялись. Многие из них вынуждены были просить милостыню, а те, кто был поотчаяннее, брали в руки кистень и выходили на дороги разбойничать, грабить проезжий люд, не разбираясь, кто побогаче, кто такой же нищий, как они сами. И отнюдь не только крестьяне становились разбойниками, иногда даже дворяне не гнушались подобным способом добычи средств к существованию. Как, например, рассказывал Василию Волкову Михайла Тыртов: «Двадцать пять человек дворовых снаряжены саблями и огневым боем у Степки-то Одоевского… Народ отчаянный… Он их приучил: больше года не кормил, — и только выпускал ночью за ворота искать добычи… Волки…»
Таким образом, страна входила в период междуцарствия измученной и разваленной. Надо учитывать, кроме того, что смена правителя — это трудное испытание даже для сильной и процветающей державы. Тем более, когда наследники еще совсем дети. И Федор Алексеевич еще не успел испустить дух, а бояре уже обсуждали, кому из двух малолетних царевичей стать самодержцем.
В той, старой, России иностранцы еще не были в почете, скорее даже наоборот. За их деловую хватку, за умение в любой ситуации извлечь личную выгоду, даже просто за другой внешний вид русские ненавидели пришельцев из Европы. «Немцы всем завладели. Ныне уж и лен, и пряжу на корню скупили. Кожи скупают, сами мнут, дьяволы, на Кукуе… Бабы наших, слабодских, «башмаков нипочем покупать не хотят, а спрашивают немецкие…» Ситуацию отражали слова купца Воробьева: «Мы, то есть Воробьевы, — сказал, — привезли на ярмарку в Архангельск шелку-сырца. И у нас, то есть немцы, — сговорились между собой, — того шелку не купили ни на алтын». До купцов, все еще торгующих по старинке, еще не успели дойти законы рынка, которые Европа уже знала и использовала. Они не умели делать деньги так, как немцы или англичане. Обладая огромным потенциалом, страна просто не понимала, как им распорядиться. Совершенно естественно, что за нее стали распоряжаться другие. Эти другие, то есть европейцы, вели себя в варварской стране по своим правилам: вытесняли местных торговцев, подчиняли торговлю себе. Но виновата в этом была сама Россия, не успевавшая за стремительным прогрессом и из-за своей отсталости позволявшая над собой подобные эксперименты.
Еще одной страшной угрозой для тогдашней России была, как ни странно и дико это звучит, ее армия. Со стрельцами нужно было считаться. Ведь они представляли настоящую армию и могли взяться за оружие. Стрелецкий бунт мог иметь вполне предсказуемые последствия: за непродолжительное время восставшие были способны буквально утопить в крови Москву, да заодно и все государство. Понимая, что стрельцы являются чуть ли не единственной настоящей силой в находящейся на распутье державе, многие знатные люди хотели бы привлечь их на свою сторону. И неудивительно — поставив стрельцов под свои знамена, можно было бы навести в державе свой порядок и добиться настоящей, неограниченной власти. А попросту — стать царем.
И бунт происходит: «Пошумели стрельцы. Истребили бояр: братьев царицы Ивана и Афанасия Нарышкиных, князей Юрия и Михайлу Долгоруких, Григория и Андрея Ромодановских… и других — похуже родом. Получили стрелецкое жалованье — двести сорок тысяч рублей, и еще по десяти сверх того рублев каждому стрельцу наградных… Приев и выпив кремлевские запасы, стрельцы разошлись по слободам, посадские — по посадам. И все пошло по-старому. Ничего не случилось». Но ведь именно самое страшное — то, что даже буйство стрельцов, проливающих кровь, ничего не меняло в застойном пруду русской державы. Перемены коснулись только одного — над двумя малолетними царями стала правительницей Софья.
Дополнительной проблемой в стране был религиозный раскол. В те времена учение протопопа Аввакума еще пользовалось большим влиянием: слишком много было людей, успевших пожить в период, когда крестились двуперстием и совсем по-другому воспринимали религию. И, кстати, значительно хуже относились к иностранцам. Все новое и непонятное старообрядцы приписывали проискам антихриста. Так что если бы они смогли вернуть себе прежнее влияние, то ничего хорошего из этого бы не получилось.
Казалось, уже ничто не способно пробудить Россию от ее многовековой спячки. И что ни один правитель не заставит ее изменяться, не сделает страной, с мнением которой придется считаться развитой Европе.
Уж тем более, неподходящей кандидатурой на роль лидера (говоря современным языком), способного вывести страну из застоя, казался царь Петр. Он вообще был непонятен для многих. И своей дружбой с кукуевскими немцами, и военными забавами с «потешными». К будущему самодержцу не относились всерьез. Наверное, именно поэтому в результате Петр сумел взять власть в свои руки и распорядиться ею так, как до этого на распоряжался никто.
Потешные войска — на этом моменте в жизни Петра стоит немного остановиться. Данную забаву молодого царя считали полной блажью русские, но очень серьезно к ней относились иностранцы, немцы из Кукуевской слободы: «Погодите, дайте нам год или два сроку, у царя Петра будет два батальона такого войска, что французский король или сам принц Морис Саксонский не постыдится ими командовать…» Иноземцы оказались прозорливее. Потешные войска становились не только все более обученными и умелыми, но и количественно выросли до двух полков — Преображенского и Семеновского. Наконец, Голицын в разговоре с царевной Софьей вынужден признать, что стрельцы — не чета этим войскам.
Осознав, что Петр из шута вдруг превратился в человека, с которым надо считаться, его недруги начали борьбу с молодым царем весьма обычными для Руси методами — снова подговаривался к бунтам народ, опять готовились покушения и копились силы для того, чтобы при необходимости взять Преображенское штурмом. Конфронтация царя Петра и царевны Софьи достигла своей критической точки.
В результате Софья все-таки проиграла. Стрелецкие полки уходили. Даже неподкупный и суровый Гордон покинул Кремль и ушел с развернутыми знаменами под барабанный бой к царю Петру. И это был сильнейший удар по могуществу правящей царевны, которое на тот момент заметно ослабло. Прошло совсем немного времени, и царевна обосновалась в Новодевичьем монастыре, а ее соратники оказались на дыбе.
Именно с этого момента и ведет отсчет собственно петровская эпоха, потому что теперь Петр Алексеевич станет менять страну, силой вытягивая ее из болота закоснелости. Он осмелится нарушить порядки, за которые страна держалась веками. Он поставит государство над пропастью, но сумеет удержать его от падения. Многим будет казаться, что страна под его началом рухнет, но вместо этого она возвеличится.
Реформы, проводимые Петром, не на шутку встревожили его окружение, ожидавшее, что царь остепенится, сев на престол. Во-первых, он сделал так, что люди стали цениться не по происхождению, а по заслугам. Пусть недолго продержалось это хорошее правило, но все-таки оно было. Ивашка Бровкин — один из героев романа — является примером такого отношения к людям. Несмотря на его гонор и пронырливость, царь Петр видел в нем надежнейшего поставщика, никогда не позволявшего себе прислать рабочему люду гнилой хлеб.
Во-вторых, царь заставил бояр, разумеется, на своем примере, жить «по-европейски». Учил их всяким «политесам» и этикету, заставлял брить бороды, одеваться в немецкое платье. Естественно, такому сразу Не научиться, это должно быть чуть ли не врожденным. В результате для иностранца русские в плохо сидевших камзолах, в старомодных, огромных, напудренных париках казались смешными. Но зато для своих они были людьми, которых силой заставили идти в ногу со временем, особенно старшее поколение. Зато новое восприняло перемены в быту чуть ли не с восторгом. Девушки охотно переодевались в платья иноземного фасона, учились этикету и танцам. Они испытывали к тому же большое удовольствие — они могли ездить с визитами к своим подругам. И больше не надо было безропотно сидеть за пряжей, терпеливо ожидая, пока родители отыщут жениха.
В допетровскую эпоху учеба за границей была вещью необычной. Отправлялись в другие страны осваивать премудрость в основном те, кому в обыденной жизни не светило достичь важных должностей. И, вернувшись, они не становились намного нужнее.
Но Петр изменил не только устоявшиеся бытовые нормы — он реформировал государство. А значит, ему требовалось большое количество людей, знающих самые разные науки. Ему были нужны математики и навигаторы, архитекторы и кораблестроители. И приходилось боярам, да дворянам расставаться со своими ненаглядными чадами, отпускать их в жутковатые своей непохожестью на родину европейские страны. И уже там, насмотревшись на прогрессивный мир, попробовав его прелести, научившись полезным знаниям и навыкам, петровские птенцы возвращались в Россию, чтобы менять ее к лучшему.
Петр предпринимает попытки отвоевывания для державы новых плацдармов, то есть выходов к морю. Если строится флот, значит — море необходимо, причем желательно, такое, на котором страна будет господствовать. Не сразу ему это удается. Вначале состоялся неудачный поход на Азов, а позднее были первые поражения в войне со шведами, например неудачный штурм Нарвы. Но потом Петра ждут победы, так как он использует все ресурсы страны, чтобы добиться цели. Турция отступит, шведы потеряют Нарву, а впоследствии под Полтавой (что уже не отражено в романе А. Н. Толстого) их постигнет жестокое поражение, в результате которого Россия станет державой европейского значения.
Нелегкой ценой даются царю подобные успехи. Читаем строки, написанные современником Петра и приведенные автором в романе: «Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат…» Действительно, Петр мог перелить церковные колокола на пушки, возвысить безродного, мог носиться вместе со Всепьянейшим Собором по Москве и бесчинствовать так, что порой кровь в жилах стынет от описаний.
Эти пьяные разгулы Петра, его поясничанье дали почву для проповедей раскольников. Фанатично верующие старообрядцы священники твердо объявили царя антихристом. Были самосожжения людей старой веры, было бегство в отдаленные лесные скиты, к суровым старцам, которые хранили верность былым устоям. Не все «святые», правда, могли зваться честными. Бывали среди них и сумасшедшие, вроде описанного в романе отца Нектария. Но люди к ним все равно шли, потому что старцы были понятнее и привычнее. Образно говоря, под напором молодой России старая Русь вынуждена была хоронить себя в лесных дебрях.
Наконец, следует сказать о самом, пожалуй, значительном событии, деянии эпохи Петра Первого. Таким можно считать основание и строительство Санкт-Петербурга, города, часто именуемого Северной Пальмирой. «Тысячи рабочих людей, пришедших за тысячи верст, перевозились на плотах и челнах на правый берег Невы, на остров Койбу-саари… Сюда, на край земли, шли и шли рабочие люди без возврата. Перед Койбу-саари — на Неве — на болотистом острове Янни-саари, в сбережение дорого добытого устья всех торговых дорог русской земли, — начали строить крепость в шесть бастионов». Многие правители закладывали города, но совсем немногие из этих городов предназначались сразу на роль центра, столицы страны. И Петербург, возведенный на болотистых землях на самой границе с Чухонией, встал в ряды прекраснейших городов мира.
Таким образом, изображенная А. Н. Толстым эпоха Петра, не лишенная противоречий, а порой и неприглядности, предстает перед читателем в истинном своем величии. Вместе с героями романа мы не просто понимаем, но лично переживаем время грандиознейших перемен, время перерождения российского государства.