Ф. И. ТЮТЧЕВ. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ
В русской литературе XIX века было много звучных имен, талантливых поэтов. Среди них нам особенно дорог Федор Иванович Тютчев. Его стихи о пленительной красоте природы — одно из самых замечательных явлений русской поэзии. Этот удивительный поэт начал с простого созерцания природы, но постепенно она стала для Тютчева источником философских раздумий, ключом к собственной душе. Природа в его стихах всегда одухотворена, она мыслит, чувствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездумный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Душу» природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех проявлениях. Так, Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Поэта принято называть певцом природы, тончайшим мастером стихотворных пейзажей, которые он рисует с удивительной художественной наблюдательностью и любовью. Все в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Именно в изображении природы проявился романтизм Тютчева: она очеловечена, насыщена красками, звуками, запахами, и все в природе правильно, совершенно, идеально. Поэт запечатлел ее постоянно меняющийся облик, непрерывный процесс обновления. Природа — сложный механизм, но ее силы, дополняющие друг друга и крепко связанные вместе, тем не менее находятся в противоборстве. Тютчева всегда интересовали переломные, критические моменты, примером которых можно считать и столкновение природных сил — грозу. Гроза не страшит поэта, напротив, он любуется ею. Кажется, в каждой строфе стихотворения «Весенняя гроза» звучит праздничная музыка весны, создается впечатление веселья, игры и забавы в природе.
Повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни — особенность всей лирики Тютчева. В природе поэта привлекают гроза, буря, борьба стихий, а в человеческой жизни — борение страстей. На всей любовной лирике Тютчева лежит печать раздвоенности: с одной стороны, любовь — это чудесный плен для сердца, чистое, огненное чувство, «союз души с душой родной», а с другой — это разрушительная, губительная сила, неравная борьба двух сердец, «поединок роковой». Любовь — это высочайшее счастье, но оно связано с борьбой индивидуальностей, это напряженное чувство, несущее человеку страдание. В любви не может быть равноправия и мирного сосуществования, но обязательно будет победитель и побежденный. Чаще всего жертвой любовного поединка оказывается женщина. Интимная лирика Тютчева отмечена драматизмом и трагичностью:
О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
И все же лирический герой Тютчева был счастлив в любви, если счастье — не безмятежность, а сила и красота, их постоянство.
Тютчев писал о природе, писал о любви. Но поэта интересовали и другие темы: нравственные, философские вопросы, общественная жизнь. К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное стихотворение «Русской женщине», рисующее беспросветную женскую долю в старой России. Жизнь русской женщины протекает «вдали от солнца и природы, от света и искусства», в повседневных бытовых заботах. Она протекает незримо «в краю безлюдном, безымянном, на незамеченной земле». Тютчев обеспокоен не только угнетенным положением женщины, но и всей судьбой России. Грустно смотрят на поэта «бедные селенья» и «скудная природа», а родной край он называет «краем долготерпенья». Поэт был свидетелем многих трагических событий в истории своей Родины, над которыми Тютчев размышлял со свойственной ему философичностью и своеобразным обобщением которых явились следующие строки:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
В философской лирике запечатлены раздумья поэта о трагизме существования человека и человечества в целом, о кризисе современной цивилизации, об обреченности человека на одиночество и непонимание. Тютчев считает, что человек беспомощен в этой жизни, над ним властвуют судьба и стихии. Но в то же время поэт восхваляет бесстрашие и мужество человека, бессмертие его подвигов. Природа в стихах Тютчева гармонична, а жизнь человека — нет. Она полна мучительных поисков и противоречий. Но причина этого кроется в принципах, на которых строится человеческое общество: клевета, несправедливость, лицемерие, «суд людской».
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.
Поэзия Тютчева — его своеобразный лирический дневник, зеркало души; она во многом была новаторской, предвосхитив некоторые черты поэзии серебряного века. Тютчевские строки для многих поэтов и сегодня остаются образцами глубины и силы мысли, философичности и красоты.