Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы (И. Северянин, К. Фофанов); кубофутуристы (будетляне, гилейцы) — А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский; группа «Центрифуга» (В. Шершеневич) и группа «Мезонин поэзии» (С. Бобров). Несмотря на различия этих групп, между ними было то общее, что позволяет говорить о поэтическом течении.
Футуристы отказывались от наследия классической литературы, призывали «сбросить с корабля современности» Пушкина, Достоевского, Толстого. Сборники носили антиэстетические названия, которые должны были, по их мнению, показать презрение к эстетике прежних поэтических школ и течений («Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу», «Доители изнуренных жаб»).
Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разрушали привычные ритмы и рифмы. Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание». Некоторые футуристы прибегали к «зауми», истолковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. Футуристы эпатировали, будоражили публику не только названиями сборников, но и внешним поведением, антиэстетизмом в жизни. Их творчество направлено на разрушение, ниспровержение существующего. Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья». Не случайно многие футуристы стали певцами революции.
Тем не менее футуризм, если отвлечься от его крайностей, способствовал выявлению богатства русского поэтического языка, обновлению поэтической формы. Он подготовил появление конструктивизма 20-х годов, поэзии обериутов (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников и др.), своеобразно отразился в современной авангардной поэзии.