ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Наверное, ни одному русскому писателю не удалось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни, и работящие, выносливые деревенские бабы. Но всех их объединяют черты, из которых складывается цельный, обобщенный образ русской женщины. Что же характерно для нее?
Любая героиня произведений русской литературы отличается сильным, независимым характером, умом и волей. Но наряду с этим каждая из них наделена прекрасной, чистой, чуткой, ранимой душой, способной на искренние чувства. Всем им довелось испытать любовь, и они отдавали ей себя целиком, без оглядки на любые препоны — общественное мнение, социальные законы, любили всем сердцем, жертвуя ради дорогого человека собой. Может быть, именно поэтому для собирательного образа русской женщины характерна и еще одна черта — трагичность.
Особенно ярко это проявилось в литературе девятнадцатого века. Почему же именно в этот период писатели так часто обращались к описанию женской души и ее трагедии?
Сильной, и в то же время не чуждой слабостей, деятельной и уже несогласной довольствоваться только ролью жены, женщине трудно было найти свое место в обществе, где процветали лицемерие, ханжество, где считались грехом чувства и добродетелью — их скрывать. Она была слишком искренней, слишком любящей, и в порыве чувств вырывалась за рамки условностей. Однако тем самым вступала в противоречие и с законами общества, и зачастую со своими собственными представлениями о нравственности. Именно это и служило причиной трагедии.
Девятнадцатый век подарил нам и Анну Каренину, и Татьяну Ларину, и, конечно же, Катерину Кабанову — героиню драмы А. Н. Островского «Гроза».
Какая же она — русская женщина Катерина?
Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она находится перед выбором — хранить ли верность нелюбимому мужу или подчиниться зову сердца. И Катерине кажется, что она уже сделала выбор — пожертвовать своим счастьем ради спокойствия Тихона. Но почему же ей тогда так тревожно, так страшно? И что привело ее к необходимости такого выбора?
Юность Катерины была счастливой и спокойной, она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Ее не заставляли ни работать, ни молиться — и то, и другое было ей в радость. Семья ее была набожной, всегда «полон дом странниц и богомолок», и их рассказы тоже радовали девушку. В Бога она верила чисто и искренне, нравилось ей бывать в церкви: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». И, как многим счастливым и добрым людям, ей часто снились прекрасные цветные сны.
Как же получилось, что такая девушка попала в семью Кабановых? Возможно, причиной стали деньги или воля родителей — так или иначе, Катерина не любила и не любит Тихона. Варвара сочувствует ей: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось». В то время Катерина вообще никого не любила, «смеялась только». И смех обернулся для нее несчастливым замужеством. «Я у вас завяла совсем» — жалуется она Варваре, единственному своему другу в семье Кабановых. Вроде и горят по ночам лампадки в чужом доме, как и в родном, и богомолки-странницы рассказывают, что видели в дальних краях, а радости нет. Купчиха Кабанова, свекровь, напрасно обижает Катерину; впрочем, так же строга она и с собственными детьми — Тихоном и Варварой. Это известно всем в городке, за спиной у старухи судачат: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Сын и дочь Кабановой давно привыкли и к манере матери непрерывно наставлять и поучать их, и к незаслуженным обидам, и к отжившим, но все еще уважаемым правилам домостроя, которых она придерживается сама и заставляет следовать им других. Они не спорят с ней в открытую, но Варвара научилась обманывать мать и жить так, как ей хочется; Тихон, внешне почтительный, тяготится ее наставлениями, но не решается противоречить. И у того, и у другой выработался своеобразный иммунитет. Катерина же его лишена, и ей трудно сносить обиды: «Напраслину терпеть кому ж приятно!» К тому же в том, что она любит мужа, ей не удается убедить ни себя, ни других, ей «жалко его очень». «Коли жалко, так не любишь, — говорит ей Варвара то, в чем сама Катерина не решается себе признаться. — Да и не за что, надо правду сказать».
Все стало немило Катерине в доме мужа — вернее, свекрови, полновластной хозяйки всего и всех. Тем более что к ней пришла настоящая любовь. Возможно, этого не случилось бы, живи она в другой, более доброжелательной атмосфере. Теперь же это была просто реакция на обстановку, надежда на счастье, мечтать о котором свойственно любому человеку.
Катерина полюбила Бориса, племянника купца Дикого, но не сделала ничего, чтобы дать ему это понять. Она боялась и гнева старой Кабанихи, и обиды, которую могла нанести Тихону — ведь он ее любил. Воспитанная в набожной семье, она считала грехом любить кого-нибудь, кроме мужа. И Катерина решила даже не видеться с любимым.
Тем не менее страх не покидал женщину. В приближающейся грозе она видела кару небесную, ее повергли в ужас слова сумасшедшей старой барыни: «Вот куда красота-то ведет. Вот, вот, в самый омут!» Катерина как будто заранее предчувствовала свою судьбу, а может быть, просто понимала в глубине души, что недолго сможет терпеть жизнь в доме Кабановых.
Ничего не предпринимая, она с обреченностью и одновременно с радостью покорилась судьбе, вершительницей которой стала Варвара, мудро заметившая: «А что за охота сохнуть-то!» И когда она устроила влюбленным встречу, Катерина смирилась.
Однако стать счастливой она не смогла: помешало сознание своей вины перед мужем и перед Богом. Никто так и не узнал бы о ее измене, но сама Катерина знала. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу» — предупреждала она Варвару. И не смогла удержать свою тайну в себе. А, признавшись, предпочла умереть, но не решилась вернуться в дом свекрови. Как и напророчила старая барыня, красота привела ее в омут.
Напрасна ли была смерть Катерины? Ведь самоубийство называют выходом для слабого.
Нет, слабой Катерина не была. Ее любовь и ее смерть стали протестом против незаслуженных обид, необходимости жить с нелюбимым человеком, против отживших свое устоев провинциального общества, где еще в порядке вещей были законы домостроя, не дающие женщине никаких прав и оставляющие очень мало шансов стать счастливой. Сила этого образа в том, что Катерина решилась на безнадежную борьбу за саму себя.
В этом трагизм не только Катерины, но и любой из тех героинь, черты которых помогли автору драмы сформировать обобщенный образ русской женщины. Их борьба за счастье в окружающем мире слишком часто оказывалась безнадежной. И не только к городку, который описал Островский, можно отнести слова механика Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»