ПЕЧОРИН КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ»
«Зачем я жил? Для какой цели я родился…
А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные».
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» — это прежде всего Печорин, в образе которого Лермонтов показал «лишнего человека», вобравшего в себя черты целого поколения начала XIX века, так называемой «эпохи безвременья». Считается, что образ Григория Александровича Печорина сформировался у Лермонтова после прочтения очерка о Грибоедове в пушкинском «Путешествии в Арзрум». Отложив повесть «Княгиня Лиговская», Лермонтов принялся за работу над романом «Герой нашего времени».
Пушкин так писал о Грибоедове: «Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, — все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. Люди верят только Славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в “Московском Телеграфе”».
Лермонтов наделил своего главного героя подобными комплексами «внутреннего» человека. В его характере тоже присутствуют неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни, которую он не связывает с карьерой и богатством. Это личная позиция Лермонтова, образно сформулированная в следующем высказывании: «…гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара».
Богатая личность Печорина не соответствовала тем рамкам, которые ей отводила чиновная карьера, отсюда отсутствие энтузиазма и, как результат, незначительный послужной список Григория Александровича Печорина: гвардия и петербургский свет — армейский полк на Кавказе — гарнизонная служба в крепости N — армейский гусарский полк в Грузии — отставка. В свои 25 лет он всего лишь прапорщик, звание которого на гражданской службе соответствовало чину коллежского регистратора из «Станционного смотрителя» Пушкина. Но это цена, которую Печорин готов заплатить за сохранение своей свободы и независимости.
Раскрывая положительные качества Печорина — острую критическую мысль, мятежную волю и способность к борьбе — автор ни в коей мере не оправдывает своего героя, он к нему критичен так же, как и к себе. Лермонтов в полной мере показывает вынужденное бесплодие своего любимого героя, его резко отрицательный индивидуализм, гордыню и скептичность. Внутренние противоречия терзают душу героя, которая требует и жаждет любви, но в то же время боится счастья и не верит в его возможность, хотя к тому и были бы все предпосылки. Как только судьба заставляет его брать на себя ответственность, Печорин уходит от контакта даже с любимым человеком. Печорина пугают не измены женщин и предательство друзей, он боится себя, как носителя своего несчастья и несчастья для окружающих людей. Поэтому Печорин не способен наладить естественных связей с людьми и не стремится к ним, предпочитая быть «лишним». Окружающие не понимают его. Поступки Печорина кажутся им необъяснимыми, парадоксальными, нарушающими моральные законы. Каковы результаты его общения с людьми? Максим Максимыч обижен, Бэла убита, слепой мальчик остался без друзей, княжна Мери оскорблена.
Без всякого морализма Лермонтов показывает нравственную несостоятельность Печорина, нежелание героя использовать богатый внутренний потенциал, которым наделила его природа. Автор не выражает своего отношения к его порокам, он предоставляет читателю право самому разобраться в этом сложном характере, выявляя разрушительные процессы, происходящие в душе Печорина и последующее «внутреннее возмездие»: скуку, бесплодную деятельность, потерю интереса к жизни. Образы «естественных» людей — Бэлы и Максима Максимыча подчеркивают духовное разложение Печорина и его бесполезное существование.
Лермонтовский Печорин принадлежит к типу «лишних людей», подобных Чацкому, Онегину, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе в эпоху «безвременья» не находилось ни места, ни дела. Именно поэтому Лермонтов без всякой иронии называет Печорина (и где-то себя) «героем нашего (то есть своего) времени».