ПРИЧИНЫ БУНТА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Герой романа Ф. М. Достоевского — герой своего времени. Достоевский недаром подчеркивал совершенность своего романа. Путей самого глубокого обновления — социального, нравственного, духовного — искала молодежь конца пятидесятых — начала шестидесятых годов XIX века. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник. Неспроста форма его протеста приобрела совершенно бесплодную, трагически несостоятельную форму. Удар топором стал своего рода криком отчаяния, раздавшимся в пустом огромном зале, где нет даже эха.
Под вечер жаркого июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжелой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с этого момента его герой, не давая себе передышки, в исступлении, в бреду — мечется по петербургским улицам. Он останавливается на мостах, поднимается по вонючим лестницам, заходит в грязные распивочные. И даже во сне эта лихорадочная жизнь продолжается, принимая фантастические и кошмарные формы.
«Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась». Из этой самой тоски и родился на свет бунт Раскольникова.
Уже в самом начале романа, на первых его страницах, мы узнаем, что Родион Романович покусился на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него идея, к осуществлению которой он теперь близок.
Месяц назад, почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко — подарок сестры. Непреодолимую ненависть и отвращение почувствовал он, задавленный бедностью, к вредной и ничтожной старушонке, сосущей кровь из бедняков и наживающейся на чужом горе, нищете, пороках. «Странная мысль наклевывалась в его голове как из яйца цыпленок». И вдруг в трактире он слышит разговор студента с офицером, где речь идет именно об этой старухе и именно там звучит мысль, что многим людям было бы значительно легче, если бы ее убили. Убей старуху, возьми ее «обреченные в монастырь» деньги, возьми не себе, для погибающих, умирающих от голода — и будет восстановлена справедливость! Именно такая мысль зарождалась в сознании Раскольникова.
А еще раньше, полгода назад, написал Раскольников статью «О преступлении». В ней Родион Романович касался психологического состояния преступника в продолжении всего хода преступления и утверждал, что это состояние очень похоже на болезнь. Кроме того, он коснулся в своей статье — намеком — и такого момента, как преступление, совершаемое «по совести». Такое «преступление», нарушение закона — не преступление (разумеется, в глазах «необыкновенного» человека, которому такой поступок разрешается).
Итак, уже давно зародилась в мозгу Раскольникова мысль, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса кровь «по совести» может быть оправдана, разрешена, даже необходима. Эта мысль — не теоретическая, не абстрактная, не отвлеченная. Нет, она — действенная, живущая и горящая, мятущаяся. Она рождается как ответ на тревоги и удары действительности. И от столкновений с жизнью получает все свое содержание, остроту, силу и напряженность на грани катастрофы. Идея охватывает Раскольникова и владеет им, но не столько в его голове, сколько во всей его сущности.
А вслед за тем в распивочной, под пьяный шум, крик и хохот, слушает Родион Романович шутовскую и вместе с тем трагическую речь пьяного Мармеладова о семнадцатилетней доченьке Сонечке, ее подвиге, ее жертве, о спасенном ею страшной ценой семействе. И что же? Привыкли и пользуются! «Катерину Ивановну облегчает, средства посильные доставляет».
Но правда ли, что нет другого выхода, что привыкать ко всему, примиряться и терпеть — всеобщий удел, судьба всего человеческого рода? И вот — яростная вспышка бунтующей раскольниковской мысли. «Ну, а коли я соврал, — воскликнул он вдруг невольно, — коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть, человеческий, то значит, что остальное все — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!» Подлец тот, кто ко всему привыкает, все принимает, со всем смиряется. Не подлец тот, кто бунтует, разрушает, переступает — нет никаких преград для необыкновенного, непослушного человека.
Еще одна причина бунта Родиона Раскольникова — письмо матери о Дунечке, сестре, «всходящей на Голгофу», Дунечке, которая не отдаст свою нравственную свободу за комфорт, из одной только личной выгоды. За что же отдается свобода? Раскольников чувствует по письму Пульхерии Александровны, что ради него жертвуется жизнь Авдотьи Романовны. И тут перед ним маячит образ Сонечки — символ вечной жертвы: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» А можно ли без этих жертв, нужны ли они? После письма матери стало особенно ясно, что нужно не тосковать, не страдать пассивно. Непременно нужно что-нибудь сделать, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться хоть на что-нибудь или отказаться от жизни совсем, послушно склонить голову перед судьбой, требующей страшных жертв. Но Раскольников хочет действовать, жить и любить.
Происходит встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. И она — жертва каких-то неведомых стихийных законов, жестокой необходимости, оправдываемой теми, кто примирился: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то к черту, должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего!» Можно ли принять такую участь покорно и безропотно? А что, если в этот самый «процент» попадает Дунечка? Пусть экономисты и статистики хладнокровно высчитывают этот вечный процент обреченных на нищету, проституцию, преступность. Не верит им Раскольников, не может принять «процента»!
Однако какая же связь между бунтом Раскольникова и убийством старухи-процентщицы? Может быть, эта связь разъясняется услышанным Раскольниковым разговором студента и офицера? И значит, убийство совершается с целью справедливою — взять деньги и облагодетельствовать ими нищее человечество? И преступления никакого нет, а есть элементарная арифметика: за многие спасенные жизни — одна жизнь ничтожной старухи. Строго говоря — тот же самый «процент».
А может быть, все еще проще — задавлен бедностью, ходит в обносках, нечем платить за квартиру. Сразу напрашивается естественное: был голоден, потому и убил.
Мать надрывает себя на работе, за которую платят гроши, сестра идет в гувернантки за те же гроши. Хотел помочь матери, спасти сестру — потому и убил.
И Соне он хотел бы помочь деньгами, чтобы не приходилось несчастной девушке терзать себя бесконечным унижением, осознанием собственной продажности.
Да, конечно, личные невзгоды и мучили Раскольникова — недаром письмо матери было, пожалуй, окончательным толчком к бунту, недаром именно это письмо вновь и уже неотразимо поставило перед ним необходимость действия.
Но так ли — в глубине своей, в сути своей, — так ли просты нравственные побуждения Раскольникова, подвигнувшие его на убийство? Ведь он — романтический «благородный разбойник», раздающий беднякам награбленные богатства! Даже если он был голоден, вовсе не голод причина его мучений. Матери с сестрой он мог бы помочь, если бы принялся за какую-нибудь работу: давать уроки, переводить — работает же Разумихин. А учитывая то, что Раскольников — личность незаурядная, он мог бы и комфорта достичь.
Но в чем же тогда дело? Что нужно Родиону Романовичу с его страстной мятущейся мыслью, что нужно этому мученику и скитальцу Достоевского?
Не собственная бедность, не нужда и страдания сестры и матери терзают Раскольникова, а нужда всеобщая и горе вселенское. Горе сестры, матери, погубленной девочки с Конногвардейской, мученичество Софьи Семеновны, трагедия семейства Мармеладовых. Вся нищета, бессмысленная мерзость, царящая в мире, позор, порок, слабость и несовершенство человека — вот истинные причины его страданий.
Мир страшен. Принять его, примириться с ним — невозможно, равносильно отказу от жизни. Но Раскольников, дитя своего «смутного» трагического времени, не верит и в возможность тем или иным способом изменить нравственный облик человечества, вылечить болезнь общества. «Так доселе велось и так будет всегда!» Остается одно — отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали. Остается преступить вечные нравственные законы (не говоря уж о законах формальных), вырваться из той необходимости, что владычествует в мире, освободиться от земной тяжести. На такое «преступление» способны поистине необыкновенные люди, единственно достойные именоваться людьми. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести истинную свободу. Все бремя своего бунта Раскольников возлагает на себя, на свою личную энергию и волю. Или тупое послушание, или бунт «гордого человека», необыкновенной личности — третьего не дано.
Раскольников хочет совершить скачок за границы поведения, доступные человеку, чтобы поставить себя по отношению к миру в такое положение, которое позволит найти точку опоры и перевернуть мир. «Мне вдруг стало ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих не посмел и не смеет, проходя мимо всей это нелепости, взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту!» Тем самым нужно изменить установленное испокон века течение жизни, совершить коренной поворот всего бытия.
Но Раскольников чувствует себя способным и на большее. Он хочет взвалить себе на плечи бремя поистине сверхчеловеческой тяжести. На вопрос Сони «Что же делать?» после мучительного разговора о будущем, предопределенном детям Катерины Ивановны, Родион Романович отвечает: «Сломать что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя!» Итак, вот идея Раскольникова — встать выше мира и «сломать что надо, раз навсегда». Но вот вопрос: а способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право ломать, способен ли на бунт-преступление? «Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли я нагнуться или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Вот он — тот самый «ужасный, дикий, фантастический» вопрос! А убийство старухи — первый и последний, решающий эксперимент, сразу все разъясняющий: оказывается, если бы Раскольников мог пойти тою же дорогой, он не повторил бы больше убийства.
Раскольникову его эксперимент нужен именно для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, истина которой, как он до поры до времени глубоко убежден, непреложна.
Потрясенный бездонностью человеческих страданий, Раскольников отражает по-своему ту форму обособления, которая характерна именно для мира социальной несправедливости. Отделиться — этого жаждет Родион Романович. Его образ несет в себе прогрессивный разрыв с традициями, с мировым укладом.
Таким образом, причинами бунта Родиона Раскольникова можно назвать его личные житейские неурядицы, помноженные на лихорадочное осознание необходимости что-то делать. Изменить мир хотя бы на крохотном пятачке вокруг себя и тем самым доказать свою состоятельность — как личностную, так и нравственную — вот потребность героя. Ведь именно уязвленность ужасом и нелепостью мира породила идею бунта. А обязательства и особенности характера Родиона Раскольникова превратили бунт против общества в преступление против личности. Ведь старуха, при всех ее отрицательных чертах, все равно личность. Самое же главное, что бунт героя «Преступления и наказания» достиг своей цели. Он смог перевернуть с ног на голову жизнь всех, кто оказался рядом. Так что, мы смело можем сказать, что Родион Романович — необыкновенный человек.