СУДЬБА ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»
Земли Войска Донского издавна и не зря считались чем-то необычным, особенным, и недаром бытовало выражение «казачья вольница», которое точно отражало истинную сущность того необычного социального явления, которое проросло и расцвело в Придонье на местах поселений беглых холопов, различных бродяг и просто искателей приключений. «Казак» — это тоже особенное слово. Оно означает «вольный человек». Таким образом, мы видим, что даже одним своим названием казачество утверждает свою главную и неотъемлемую черту — волю.
Конечно, нельзя говорить о том, что казачество было стопроцентно свободным и совершенно ни от кого не зависело. Это было возможно хотя бы потому, что донские земли являлись пограничной зоной между Россией и степью. Казаки идут на службу России. Но они стараются максимально сохранить свое особое, вольное положение, свою независимость во внутренних делах. Казаки сами выбирали тех людей, которые будут ими управлять, они не боялись вторжения чужаков в свой устоявшийся быт. Можно смело утверждать, что внутри себя казачество было вполне самодостаточным явлением; ибо земли у него было «хоть заглонись ею».
Казачьи вольности не были просто подарком государственного режима. Империя требовала от донских казаков платы за свободы, причем отнюдь не денежной. Казачьей платою была кровь. Казаки принимали участие практически во всех военных конфликтах с участием России. Они ревностно служили Империи и отличались железной стойкостью и доблестью.
Михаил Шолохов раскрывает перед нами казачью жизнь с удивительной полнотой и детальностью. Перед читателем предстают не только отчаянные воины, но и труженики, хозяева просто своей земли.
Шолохов, не скрывая своей любви и восхищения казаками, не прячет и их недостатки. Одним из них было их высокомерие по отношению к простому мужику. Высокомерие это, являясь, с одной стороны, заслуженным и выстраданным, тем не менее, отнюдь не украшало казаков.
Шолохов не скрывает и того, что казаки тоже могут беспробудно пьянствовать. Среди них есть те, кто способен в пьяном виде изнасиловать собственную дочь, кто может наживаться на чужом горбу.
Но вместе с тем казаки способны и на беззаветный труд, когда каждая пядь земли обрабатывается с бесконечной любовью, что неудивительно, если вспомнить, какой ценой донские казаки завоевывали свой плодородный чернозем. Как и все нормальные люди, казаки способны на крепкую любовь, на ненависть к своим врагам и на безграничную преданность своей земле.
Способность казака не просто любить, но и сражаться за любовь подтверждает рассказанная М. Шолоховым история Прокофия Мелехова, взявшего себе в жены турчанку. Необычная, непонятная для других станичников, женщина была обвинена в колдовстве, ее пытались убить, но Прокофий не просто вступился за нее, но жестоко расправился с покусившимся на женщину, носившую в себе его ребенка.
Особый статус казачества по сути своей был палкой о двух концах. Гордых, храбрых и свободолюбивых казаков государство беззастенчиво использовало не только как грозное войско, но и как орудие устрашения для тех сил, которые исподволь созревали в стране и породили в конечном итоге вначале Февральскую, а впоследствии и Октябрьскую революцию.
Роман М. Шолохова «Тихий Дон» является одной из самых ярких литературных иллюстраций той трагедии, которая постигла донское казачество в начале двадцатого столетия, в тяжелые годы первой мировой войны и разразившейся практически сразу за тем в России гражданской войны. В масштабной и необычайно глубокой эпопеи охватывается весьма продолжительный отрезок времени — с 1912 по 1922 год. Десять лет в условиях той обстановки, которая в то время сложилась в Европе и России, — это очень много. И роман «Тихий Дон» как никакое другое произведение, дает читателю прочувствовать эти десять лет не только как элемент литературной композиции, но и как реальный пласт истории, тяжелый и насыщенный, будто черная донская земля, на которой эта история вершилась.
В первой книге романа мы видим лишь самую прелюдию к трагедии. Миновали потрясения революции 1905 года, жизнь вроде бы как идет своим чередом. Автор рассказывает о любви молодого казака Григория Мелехова и замужней женщины Аксиньи Астаховой. Это одна из тех сельских историй, которые невозможно утаить от прозорливых односельчан, которые мгновенно обрастают слухами и способны разрушить судьбы не только непосредственных участников, но и их близких. В частности, любовь Григория стала причиной вражды между ним и Степаном мужем Аксиньи. Из-за этого Наталья, законная жена Григория Мелехова, пыталась зарезать себя косой, а Степан, сражаясь на одной стороне с Мелеховым, стрелял в него.
В 1914 году началась первая мировая война. Казаки принимали в ней активное участие, проливая свою кровь. Не так-то просто было людям, привыкшим к мирной жизни, убивать других. Ведь те казаки, которые были помоложе, еще не понимали, что это такое — война.
Сильными и смелыми мазками характеризует М. Шолохов происходящее: «А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные. Это назвали подвигом». Представляются воображению восемнадцатилетние юнцы, вокруг которых разверзлась преисподняя, они мечутся, рубят вслепую, получают такие же удары. И только потом они узнают, что их руками и жизнями творилась история.
Найденный дневник убитого офицера кажется казакам смешным, но на самом деле посредством этой потрепанной тетрадочки с сентиментальными записями с ними разговаривала судьба. Она говорила, что казаки еще могут тешить себя какими-то иллюзиями относительно грядущей спокойной жизни, но на самом
деле им уже уготовано смертное ложе на обочине истории. И, как сейчас они потешались над дневником убитого, кто-то посмеется над ушедшим в забвение гордым казачеством.
Когда свершилась Февральская революция, казаки, уже уставшие от войны, хотели идти по домам. Приказ о возвращении на фронт был встречен враждебно. Более того, ему не поверили, считая, что он выдуман местными властями, а не верховным командованием.
В 1917 году Верховным главнокомандующим был назначен генерал Корнилов. Это был очень жесткий человек, который настаивал на восстановлении в армии смертной казни и вообще на ужесточении дисциплины. И оказалось, что казакам больше нравится программа большевиков, нежели перспективы подчинения Корнилову. Это можно объяснить тем, что традиционно воинственные казаки по натуре своей не были агрессивными. Впоследствии, когда уже приходилось сражаться в Придонье, они не раз, выбив противника за пределы своих земель, не шли дальше. Вообще, казаков устраивал патриархальный уклад их повседневной жизни. Несмотря на то что изначально на Дон бежал мятежный беглый люд, впоследствии к любым переменам казаки стали относиться с определенной долей подозрения.
Тем не менее, после Октябрьской революции казачество поддержало большевиков. Но не единогласно, и в итоге вспыхнула одна из самых пламенных и трагических страниц гражданской войны — борьба красного и белого казачества. В этой борьбе вчерашние соседи, а зачастую и родственники оказывались по разные стороны баррикад.
Конечно, нельзя сказать, что до гражданской войны казачество было монолитным и единым. Следует, во-первых, вспомнить о различии между верховым и низовым казачеством. Наметившееся еще столетие назад противоречие между более зажиточным казачеством Нижнего Дона и обитателями верховий в годы гражданской нашло свое наиболее кровавое и страшное воплощение.
Но даже в среде верховых казаков тоже существовало множество различных сословных групп. Здесь и купцы, и помещики, и кулаки. Но все они отличаются от стереотипных отрицательных персонажей такого толка. Так, у них фактически одни корни, что порождает значительно большую близость различных сословий, чем где бы то ни было в России. Кулаки здесь, например, трудятся до потери сил, а не выезжают на горбах батраков.
Казалось бы, откуда в среде низового казачества взяться революционным настроениям? Особенно учитывая, что традиционно революция находит поддержку в тех кругах, которые хотят радикальных перемен в своей и общественной жизни.
Да, в общем-то, именно потому и произошел раскол в казачестве, что слишком они привыкли к спокойствию. Пусть зачастую пришлые агитаторы и встречали здесь упорное неприятие своих идей, но недовольные были и на Дону. Это меньшинство вместе с красногвардейскими частями впоследствии и сражались против тех донских казаков, которые не хотели особых изменений власти.
Донские казаки, отказавшись поддерживать обе противоборствующие стороны в гражданской войне, оказались изгоями и обрекли себя на трагедию в любом случае.
Донские земли не просто превратились в арену войны. Они сами порождали эту войну. Практически каждая станица, даже каждый хутор были охвачен расколом.
Показательным является противопоставление двух героев «Тихого Дона» — Митьки Коршунова и Мишки Кошевого.
По собственному признанию, Мишка Кошевой пошел к большевикам потому, что хотел равенства для всех. Эта утопическая идея, абсурдная по своей сущности, всегда собирала под знамена революций и переворотов огромное количество людей. Кошевой был самозабвенно предан «красной» идее и после одного спора с Иваном Алексеевичем и Григорием, утверждавшими тождественность коммунистов и генералов, он в сердцах сказал: «В ней, в этой войне, сватов, братов нету». Кошевой, не признавая родственных и дружеских связей, был одним из тех, кто на крови и смертях растил посевы новой идеологии. Он вел непримиримую, беспощадную войну с казачьей сытостью, с тем нерушимым укладом жизни, который веками покоился под крышами казачьих куреней. При этом он не стеснялся зверствовать даже по отношению к таким близким людям, как Коршуновы.
А Митька Коршунов был на другой стороне, но он очень походил на Кошевого. Коршунов служил в карательном отряде Войска Донского и с таким рвением относился к своей службе, что в течение зимы заработал офицерский чин. Офицерские погоны Митьки были пропитаны страхом и кровью его жертв. Митька, будучи склонен к жестокости с детства, нашел себя именно здесь, где награды получали не за геройство, а за умение невозмутимо уничтожать тех, кто осмелился быть на другой стороне.
Антагонизм Коршунова и Кошевого становится кристально ясным в момент, когда вначале Кошевой убивает деда Гришаку, а затем в ответ Коршунов уничтожает всех родственников Кошевого.
Насколько единым и сплоченным было казачество в каждом из противоборствующих лагерей, настолько ужасные формы принимала их взаимная вражда. Это одно из характерных свойств гражданских войн. Если войны государств, как правило, «завязаны» на экономику, а значит, не требуют жестокостей и лишних зверств, то гражданские войны всегда возникают из-за идеи. А идейные противники должны уничтожаться поголовно, что в результате и произошло с донским казачеством.
Наиболее символичным и собирательным образом, вобравшим в себя метания и драматичную неопределенность, является Григорий Мелехов. Главное, что составляет основу его характера — это его своеволие, независимость, готовность в поисках истины следовать самому себе. Еще в молодости Григорий Мелехов проявил себя именно таким своевольным человеком.
Своими поступками Григорий показывает себя настоящим донским казаком, умеющим в разные моменты быть храбрым бойцом, великодушным победителем, мудрецом, рассуждающим о смысле жизни казака.
Чтобы преломить через образ Григория Мелехова всю судьбу казачества, автор наделяет его неукротимой жаждой правды, неуспокоенностью и волей.
В своих исканиях Григорий меняет знамена, под которыми ему доводится сражаться. Попытавшись стать красным, он обнаруживает, что здесь правоты найти нельзя. Если бы, конечно, рядом с ним нашелся дельный агитатор, способный в пользу идеи истолковать все, что подлежало осуждению, то, возможно, Мелехов и стал бы красным. Но его недоверие превалирует, и в результате Мелехов уходит к белым, надеясь, что там его ждет что-то иное. Он намерен «гнать красных, как татар, из пределов области…» Но и у белых Григорий правды не находит. Здесь все то же самое — убийства пленных, жестокость и страдание.
Как и донское казачество в целом, его яркий представитель Григорий Мелехов так и не находит в преисподней гражданской войны той тропы к спасению, которая была ему так необходима. А роман «Тихий Дон» становится одной грандиозной драмой, которая никого не способна оставить равнодушным.