Центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема России была основополагающей: «Тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой…» Поэт никогда не отделял себя от родины, всегда был с ней духовно связан. Однако образ ее в лирике поэта ломает сложившуюся традицию соотносить родину с образом матери. «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью», — писал В. М. Жирмунский. Образ России в лирике А. А. Блока эволюционировал, при этом основополагающее чувство — любовь поэта — оставалось неизменным.
Специфика образа Родины в творчестве А. А. Блока. Сказочность образа России характеризует лирику раннего периода творчества А. А. Блока. Родные просторы с «мокрыми долами» и «далями необъятными» предстают в стихотворении «Осенняя воля» (1905) в соответствии с фольклорными традициями. Здесь уже звучит мотив пути, дороги, который в той или иной мере будет проявляться во многих стихотворениях данной тематики. Мотив колдовства и таинственности присутствует в создании образа Руси в одноименном стихотворении (1906). Обилие подлинных фольклорных элементов, поверий, заговоров и заклинаний придает образу сказочную красоту:
Русь, опоясана реками И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…
«Русь» (1906)
Но современная реальность вторгается в прекрасный мир гармонии «утлым жильем», «лохмотьями», «вихрем, свистящим в голых прутьях», и самое дорогое, чем дорожит поэт, в чем кроется великая тайна Родины, — «русская душа»:
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты.
И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты.
«Русь» (1906)
Цикл «Родина» объединил лирику 1907-1916 гг. и продолжил тему страдальческой участи России:
И низких нищих деревень Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день Костер в лугу далеком…
«Осенний день» (1909)
В безрадостную картину описываемого, когда «изливается душа», А. А. Блок вносит новое звучание. Здесь все переживания поэта завершаются в последней строфе очень личным, глубоким признанием в Родине жены. В стихотворении «Осенний день» (1909) эти образы уравниваются:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Родина начинает представать в образе красивой, сильной духом женщины с нелегкой жизнью. Поэт предчувствует трагическую судьбу России, и тревога за нее наполняет многие стихотворения: «Петроградское небо мутилось дождем» (1914), «Рожденные в года глухие…» (1914), «Я не предал белое знамя…» (1914), «Коршун» (1916):
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
«Коршун» (1916)
Неспокойное ощущение возникает в душе лирического героя от окружающего разорения. Они рождают тягостные раздумья. Но поэт не боится неприглядных картин в описании своей Родины. Так, стихотворение «Россия» (1908) открывается описанием проселочной дороги, а эпитеты «нищая Россия», «избы серые», «песни ветровые» усиливают безрадостную панораму. И все же за внешним запустением чувствительное сердце поэта «видит» непреходящие «прекрасные черты», роднящие Россию с красивой девушкой, уничтожить эту «душу» не под силу временным проблемам:
Ну что ж? Одной заботой боле Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
Родина не может вызывать жалость. Ее внутренняя сила, духовное богатство народа, красота земли, попавшие «в расхлябанные колеи», у поэта могут вызывать сопереживание, боль, но никак не унижающее чувство жалости:
Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу…
Каким бы испытаниям ни подвергался милый сердцу край, через какие несчастья, обманы, страдания ему ни пришлось бы пройти, поэт верит в то, что России удастся избежать гибели:
Пускай заманит и обманет,
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…
«Россия» (1908)
Возникающий в первой строфе мотив дороги в последней строфе получает свое продолжение, придавая композиции стихотворения кольцевую форму, в котором, несмотря ни на что, звучит надежда на будущее:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!
Именно верой в будущее, несмотря на предчувствие всех бурь и трагедий, проникнут цикл «На поле Куликовом» (1908), состоящий из 5 стихотворений. Образ Родины трансформируется от картин природы к образу возлюбленной жены:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли.
Пронзил нам грудь.
Здесь все переплетено: и великое прошлое, и современность, и устремленность вперед. История Родины, осмысление символического значения такого события, как Куликовская битва, помогает лирическому герою обрести себя, возмужать и определить свою дорогу, где сливаются воедино духовная суть древнего русича и современника поэта:
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
В лирике, посвященной теме Родины, А. А. Блок во многом продолжает традиции М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. Стихотворения проникнуты глубокой верой в преображение России, в ее лучшее будущее.