АРТУР БЕРТОН
Артур Бертон — главный герой произведения. По своему происхождению Бертон — полуангличанин, полуитальянец. Овод — революционный псевдоним Артура, которым он впоследствии подписывался под антицерковными, антиправительственными статьями, язвительными памфлетами. В образе Овода воплощены черты русских, польских и итальянских революционеров. Всем этим подчеркивается интернациональный характер революционных идей и освободительной борьбы, охватившей Европу. Формирование характера главного героя начинается с его вступления в тайную организацию «Молодая Италия», цель которой — освобождение страны от австрийского ига. Молодым и неопытным юношей Артур приходит в эту организацию. Он еще наивно полагает, что свобода на земле может быть достигнута с помощью Божьего милосердия. Ему импонирует девиз организации — «Во имя Бога и народа». Артур искренне верит, что любовь и всепрощение приведут к освобождению его родины. Его сердце открыто добру. Однако вскоре Бертон убеждается, что даже самые близкие люди не доверяют ему и готовы предать его. Священник Карди, которому Артур рассказал во время исповеди о своем участии в обществе «Молодая Италия», нарушает тайну исповеди и доносит на Артура Так Артур впервые попадает в тюрьму. Несмотря на внешнюю хрупкость, этот миловидный юноша с темными глазами выдерживает все испытания. Он становится невольным виновником ареста своего товарища по организации. От него с негодованием отворачивается любимая девушка — Джемма, считая его трусом и предателем. В довершение удара Артур узнает, что каноник Монтанелли, его старший друг и мудрый наставник, его настоящий отец. Артур испытывает полное крушение прежних взглядов на жизнь, полностью утрачивает веру в Бога. Инсценировав собственную смерть, он избирает путь революционной борьбы и отправляется в Южную Америку. Проходит тринадцать лет. Вторая часть романа повествует о том, как в Италию вместо наивного и мечтательного юноши возвращается мужественный и закаленный жизнью революционер Феличе Риварес, по прозвищу Овод. Никто не может узнать в обезображенном Риваресе прежнего Артура Бертона. Овод замкнут и язвителен, проницателен и резок. Годы, проведенные им в добровольном изгнании, были посвящены борьбе. Он принимал участие в подготовке восстания на севере Италии, боролся за свободу Аргентинской республики. Феличе Риварес борется во имя народа против служителей церкви, так как считает, что даже субъективно честный человек, отдающий себя служению религиозной идее, проповедующий смирение, утешающий сказками о грядущем блаженстве, приносит вред делу освобождения народа от поработителей. Недаром Овод говорит о кардинале Монтанелли: «Если монсеньер Монтанелли сам и не подлец, то он орудие в руках подлецов». Сам Овод стремится пробудить в людях ненависть к религии, порабощающей народ и подавляющей его стремление к свободе. «Жизнь нужна мне только для того, чтобы бороться с церковью», — говорит он. Сцена расстрела и смерти Овода становится ярким примером его мужества и стойкости, непоколебимой убежденности в правоте своего дела.