ПЕР ГЮНТ
Пер Гюнт — образ, заимствованный Ибсеном из народной сказки об искусном затейнике и плуте Пере Гюнте. Но из фольклора взяты лишь главный герой и некоторые сюжетные коллизии. В драме Гюнт воплощает все черты современного автору норвежца, иначе говоря, типического человека буржуазного общества. Пер лишен всякой цельности, всякой устойчивости в жизни. Смелый и дерзкий парень, любящий свою мать, способный бросить вызов богачу, вдруг превращается в приспособленца, который сознательно меняет местами девизы «быть самим собой» и «быть довольным собой». С такой же легкостью он меняет свое обличье: с троллями он готов быть троллем, с американскими рабовладельцами — рабовладельцем, с обезьянами — обезьяной и т. д. Пер нередко демонстрирует свою внутреннюю слабость и бесхарактерность. Его ничтожество выступает в грандиозном обличье. Его бессодержательность и пустота создают особую, «гюнтовскую» философию. Мелкий человек дан в символическом образе большого масштаба. Пер стремится к успеху, мечтает о славе, о власти, хочет быть царем. Вся пьеса Ибсена посвящена разоблачению этой программы. Пер Гюнт — безжалостный эгоист, занятый только своей особой. Семена зла, посеянные в его душе «троллями», дают свои всходы: Пер упрямо идет вперед и не гнушается никакими средствами ради того, чтобы добиться поставленной цели. Однако эгоизм главного героя получает некое «философское обоснование». Гюнт совершает свои преступления, чтобы полнее проявить свою индивидуальность, свое, гюнтовское «я». В сцене, изображающей дом для умалишенных в Каире, философия гюнтовского «я» беспощадно осмеивается. Герой Ибсена оказывается менее доблестным, чем его сказочный прототип. Так, хотя бы в эпизоде с Великой Кривой сказочный Гюнт оказывается победителем, между тем как в пьесе он спасается только благодаря заступничеству своей матери и любящей его девушки Сольвейг. В образе Сольвейг, многие годы дожидавшейся любимого, автор создает особый мир возвышенных чувств, некую священную заповедную область, в которой и будет спасен герой драмы. Лишь иногда в Гюнте просыпается человек — при встрече с Сольвейг, в час смерти матери. Но всякий раз ему недостает решимости сделать правильный выбор. В четвертом акте пьесы Пер становится крупным спекулянтом, обогатившись с помощью самых беззастенчивых средств капиталистического стяжательства. Он наживает себе состояние, ведя торговлю рабами, продавая идолов китайцам, а Библию и хлеб — миссионерам, вознамерившимся обратить китайцев в христианскую веру. У Пера четверо спутников, среди которых особенно выделяется мистер Коттон, который воплощает в себе английский утилитаризм и практицизм. Весь мир для него — лишь объект для спекуляции, для выколачивания прибыли. Недвусмыслен и образ фон Эберкопфа. Эберкопф — носитель духа прусской агрессии. Несмотря на то, что Эберкопф щеголяет абстрактной философской терминологией, он всегда готов к любому насильственному действию для своей выгоды. Именно Эберкопф решает ограбить спящего Гюнта и, подкупив его команду, захватить его яхту. Таковы спутники Гюнта, но он вряд ли заслуживает лучшего окружения. Ибсен, повествуя о моральной деградации главного героя, уподобляет его пустой дикой луковице: «Внутри ни кусочка. Что же осталось? Одна оболочка». И все же автор не отказывает Гюнту в возможности нравственного очищения. Сольвейг кротко и терпеливо дожидается своего возлюбленного. Она — спасение для Пера Образ Сольвейг сливается в пьесе с образом родины Гюнта
Офигительно.