ИРЭН
Ирэн — жена Сомса Форсайта, красивая молодая женщина. Бесприданница, воспитанная мачехой, Ирэн не смогла противостоять настойчивым домогательствам Сомса и, не любя, согласилась стать его женой. В этом — ее трагедия. Однако героиня наделена смелым, решительным характером, чувством собственного достоинства. Ирэн является антагонистом своего мужа, который смотрит на нее как на красивую и дорогую вещь. Соме — человек-собственник, в его облике автор постоянно подчеркивает нечто бесчеловечное, обнажает суть негативного влияния института собственности на человеческие души. Ирэн — воплощенная красота. Для всех Форсайтов она — «ожившая Венера», все думают о ней в приподнятом стиле, но в пределах своего уровня. На Суизина Форсайта, например, мысль об Ирэн действует «как шампанское», и это сопоставление наглядно характеризует возможности его воображения и степень его эстетических запросов.
Любовь Ирэн к архитектору Босини пробудила в ней стремление к свободе, заставила молодую женщину поступать так, как ей диктуют чувства. Красота и художественное творчество, воплощенные в образах Ирэн и Босини, были необычным и ненадежным явлением в атмосфере сословного самодовольства, клановых связей, собственничества, благоустроенного и размеренного быта. Лучшая пора жизни Форсайтов — 1886 г. И «впервые за все время у этой семьи появилось инстинктивное чувство непосредственной близости чего-то необычного и ненадежного». Форсайты почувствовали нечто, чего им, упрочившим свое материальное благополучие и общественное положение, недоставало, нечто, выходящее за рамки привычной для них сословности и утилитарности. Ирэн, пытаясь освободится от зависимости и утвердить свою любовь, свободную от расчета и синонимичную Красоте, покидает дом Сомса Форсайта. Не Форсайты выбрасывают ее, а она сама, вопреки материальной заинтересованности, уходит, покушаясь на суть того, что этот клан проповедовал. Следует отметить, что прямолинейность, с которой образ Ирэн противопоставлен образу Сомса Форсайта, мешает этой «ожившей Венере» стать земным характером, столь же живым и реальным, каким оказалась Флер, наследница Сомса. Ирэн — отвлеченный образ-символ. Образы Ирэн и Босини, по признанию самого Голсуорси, удались ему в меньшей степени, чем образы Форсайтов, которых он имел возможность наблюдать и образ жизни которых был ему хорошо известен.