НОРА ХЕЛЬМЕР
Нора Хельмер — центральный персонаж пьесы, жена адвоката Хельмера, имеет, кажется, все необходимое для счастья: любимого супруга, детей, дом. Счастливо прожив с мужем немалое количество лет, она вдруг принимает неожиданное решение уйти из дома. Никто из домашних не догадывается, чем вызвано такое решение. Вдобавок никто не знает, что за внешней веселостью и шаловливостью Норы, этой «белочки», «певуньи-пташечки», скрываются огромное напряжение сил и способность на безоглядное самопожертвование. Как оказалось, жизнь Норы не была такой уж безоблачной и счастливой. Ей пришлось в течение ряда лет скрывать свой неблаговидный поступок: однажды Нора, чтобы добыть денег для лечения опасно больного мужа, подделала на векселе подпись отца. Нора перенесла страшные душевные мучения в ожидании той роковой минуты, когда ее тайна будет разоблачена. И вот наступает момент признания, момент испытания двоих перед лицом беды. Но убийственный эгоизм мужа проявляется во всей своей полноте. Хельмер не выдерживает испытания. Короткого времени опасности хватило, чтобы он сбросил с себя маску безгранично любящего мужа и обнаружил свое подлинное обличье. До прочтения рокового письма Хельмер произносит в адрес жены страстное признание в любви и преданности: «Знаешь, Нора… не раз мне хотелось, чтобы тебе грозила неминуемая беда и чтобы я мог поставить на карту свою жизнь и кровь — и все, все ради тебя». Узнав о проступке Норы, муж в полном смятении бормочет совершенно противоположное: оказывается, у Норы «ни религии, ни морали, ни чувства долга… меня, пожалуй, заподозрят в том, что я знал о твоем преступлении». Но едва опасность отступает, как Хельмер, который недавно осыпал жену оскорблениями, называл ее «лицемеркой, лгуньей, преступницей», вновь превращается в доброго и заботливого «советчика и руководителя». Все эти превращения вполне оправдывают желание Норы покинуть «кукольный дом», эту «большую детскую». Ничто не может вернуть ее к прежней жизни, поэтому она избирает неясное будущее, полное опасностей и трудностей, решается на самостоятельную жизнь в борьбе и лишениях. Норе необходимо уйти, чтобы «разобраться в самой себе» и во всем прочем, «воспитать себя самое». Пьеса была воспринята, прежде всего, как произведение, написанное в защиту женской эмансипации. Но для самого Ибсена основная суть его пьесы заключалась совсем не в «женском вопросе». На конкретном примере судьбы женщины в буржуазном обществе драматург ставит центральный для него вопрос об освобождении личности вообще, о выработке цельного, настоящего человека.