Задания 29-34. Проиграйте следующие ситу­ации и попытайтесь решить конфликтную ситу­ацию путем переговоров:

Задание 29. Внимательно прочитайте описа­ние ситуаций.

Ситуация 1. Ваша подруга обещала позвонить в 17 ч. Уже 18 ч, а звонка нет. И вдруг… звонок.

Ситуация 2. Вы стоите с двумя друзьями, обсуждая вчерашнюю дискотеку. Получаете комп­лименты в свой адрес. Вдруг кто-то вмешивается в ваш разговор.

Ситуация 3. Вы встретили подругу из соседней школы, которая уже полгода обещает вернуть книгу.

Ситуация 4. Прогуливая собаку, вы слышите замечания проходящих мимо девушек о недостат­ках собак этой породы. К тому же девушки явно желают спровоцировать конфликт.

Каким образом каждая из ситуаций может пе­рерасти в конфликтную? Что можно сделать, что­бы положительно разрешить или предотвратить конфликт?

Во всех перечисленных ситуациях налицо повод для возникновения конфлик­та: в меньшей или большей степени в них ущемляются ваши интересы. Стоит посту­пить необдуманно, возмутиться, упрек­нуть, и конфликта скорее всего избежать уже не удастся. Надо постараться предот­вратить конфликт: поблагодарить подругу за то, что она все-таки нашла время вам по­звонить; вежливо попросить вернуть книгу, которая вам нужна; ответить шуткой на за­мечание девушек по поводу собаки и тому, кто вмешивается в ваш разговор.

Задание 30. Проиграйте следующие ситу­ации и попытайтесь решить конфликтную ситу­ацию путем переговоров:

а) Катя договаривается с родителями о том, когда возвращаться с дискотеки;

б) ученик обсуждает с учителем необъективную, по его мнению, оценку.

Какие уступки могут быть сделаны во время переговоров? Объясните понятие: переговоры — путь к согласию.

Уступки должны отвечать инте­ресам обеих сторон. То есть должно быть найдено такое решение, которое устраива­ет обе стороны. Несомненно, родители Ка­ти будут беспокоиться и ждать ее возвра­щения, хотя и понимают, что дочь уже до­статочно взрослая. Катя также должна учитывать состояние родителей, их беспо­койство и необходимость в отдыхе. Поэто­му после обсуждения в спокойной обста­новке время возвращения Кати с дискоте­ки должно быть определено с учетом следующих факторов: безопасное возвра­щение Кати домой, возможность для ро­дителей спокойно отдохнуть и подгото­виться к следующему дню, достаточное для Кати время, чтобы отдохнуть с друзьями на дискотеке.

Ситуация обсуждения оценки ученика с учителем сама по себе интересна. Как пра­вило, учитель достаточно объективно оце­нивает знания учащихся. В данном слу­чае он может сделать ученику уступку и предложить еще раз выполнить это же за­дание, а по результатам его выполнения принять окончательное решение.

Переговоры — это путь к согласию. Диалог между людьми — это почти всегда поиск соглашения. Во время переговоров могут быть разрешены спорные вопросы. Прийти к результату, который устраивает обе стороны, — главная цель любых пере­говоров.

Задание 31. Внимательно прочтите описание ситуаций.

Ситуация 1. Семья.

Мама. Давай съездим в выходной к тете Маше.

Дочь. Не хочу я тратить выходной на поездку к зануде тете Маше.

Мама. Мы поедем. Мне все равно, что ты ду­маешь.

Ситуация 2. Межличностная.

Друг. Где ты была вчера?

Ты. Не твое дело.

Друг. Ладно, в таком случае не проси меня ни о каком одолжении.

Ситуация 3. Школа.

Учитель. Ты убираешь сегодня кабинет № 15.

Учащийся. Почему именно я, я не дежурный?!

Учитель. Потому что я так сказал.

Какие слова делают ситуацию конфликтной?

Конфликтной ситуацию делают категоричные слова, которые отрицают продолжение какого-либо дальнейшего разговора и поиск решения. Люди, кото­рые произносят эти слова, считают, что их мнение абсолютно правильное, и не согласны выслушивать другие мнения. В первом случае это слова мамы: «Мы по­едем. Мне все равно, что ты думаешь». Во втором случае — слова: «Не твое де­ло». В третьем — слова учителя: «Потому что я так сказал».

Задание 33. Прочитайте описание ситуации. Андрей — вратарь в спортивной команде. Тренер заменил Андрея на другого игрока, восьмикласс­ника. Андрей считает, что это несправедливо, так как он опытнее и к тому же девятиклассник. Ра­зыграйте разговор между тренером и Андреем.

Тренер — руководитель, который отвечает за результат команды. Он опытен и обычно лучше знает, что надо делать в каждой конкретной ситуации. Если Анд­рею непонятно, почему его заменили, на­до после матча спокойно спросить об этом у тренера. Причины могут быть самыми обычными: результат уже обеспечен, и на­до дать набраться опыта более молодому иг­року; психологическое состояние Андрея не позволяет ему уверенно играть, и в игре были допущены серьезные ошибки; неточ­ное выполнение тренерских указаний.

Задание 34. «Волшебные» слова. Одним из способов предотвращать конфликты является умение говорить «волшебные» слова. Вспомним «волшеб­ные» слова и выражения: «извините за беспокойст­во», «прошу прощения», «простите», «пожалуйста». Какие еще «волшебные» слова для извинений вы знаете? В каких случаях их необходимо говорить?

Эти слова надо использовать всегда, если допущена неловкость, если куда-либо опоздали, не выполнили или неточно выполнили обещание, доставили кому-либо неудобство.

Можно использовать и другие «волшеб­ные» слова: «простите за неудобство», «я виноват, извините, пожалуйста», «про­шу меня извинить» и др. Наилучший ре­зультат достигается, если эти слова сопро­вождаются дружелюбной улыбкой.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.