Задание 29. Внимательно прочитайте описание ситуаций.
Ситуация 1. Ваша подруга обещала позвонить в 17 ч. Уже 18 ч, а звонка нет. И вдруг… звонок.
Ситуация 2. Вы стоите с двумя друзьями, обсуждая вчерашнюю дискотеку. Получаете комплименты в свой адрес. Вдруг кто-то вмешивается в ваш разговор.
Ситуация 3. Вы встретили подругу из соседней школы, которая уже полгода обещает вернуть книгу.
Ситуация 4. Прогуливая собаку, вы слышите замечания проходящих мимо девушек о недостатках собак этой породы. К тому же девушки явно желают спровоцировать конфликт.
Каким образом каждая из ситуаций может перерасти в конфликтную? Что можно сделать, чтобы положительно разрешить или предотвратить конфликт?
Во всех перечисленных ситуациях налицо повод для возникновения конфликта: в меньшей или большей степени в них ущемляются ваши интересы. Стоит поступить необдуманно, возмутиться, упрекнуть, и конфликта скорее всего избежать уже не удастся. Надо постараться предотвратить конфликт: поблагодарить подругу за то, что она все-таки нашла время вам позвонить; вежливо попросить вернуть книгу, которая вам нужна; ответить шуткой на замечание девушек по поводу собаки и тому, кто вмешивается в ваш разговор.
Задание 30. Проиграйте следующие ситуации и попытайтесь решить конфликтную ситуацию путем переговоров:
а) Катя договаривается с родителями о том, когда возвращаться с дискотеки;
б) ученик обсуждает с учителем необъективную, по его мнению, оценку.
Какие уступки могут быть сделаны во время переговоров? Объясните понятие: переговоры — путь к согласию.
Уступки должны отвечать интересам обеих сторон. То есть должно быть найдено такое решение, которое устраивает обе стороны. Несомненно, родители Кати будут беспокоиться и ждать ее возвращения, хотя и понимают, что дочь уже достаточно взрослая. Катя также должна учитывать состояние родителей, их беспокойство и необходимость в отдыхе. Поэтому после обсуждения в спокойной обстановке время возвращения Кати с дискотеки должно быть определено с учетом следующих факторов: безопасное возвращение Кати домой, возможность для родителей спокойно отдохнуть и подготовиться к следующему дню, достаточное для Кати время, чтобы отдохнуть с друзьями на дискотеке.
Ситуация обсуждения оценки ученика с учителем сама по себе интересна. Как правило, учитель достаточно объективно оценивает знания учащихся. В данном случае он может сделать ученику уступку и предложить еще раз выполнить это же задание, а по результатам его выполнения принять окончательное решение.
Переговоры — это путь к согласию. Диалог между людьми — это почти всегда поиск соглашения. Во время переговоров могут быть разрешены спорные вопросы. Прийти к результату, который устраивает обе стороны, — главная цель любых переговоров.
Задание 31. Внимательно прочтите описание ситуаций.
Ситуация 1. Семья.
Мама. Давай съездим в выходной к тете Маше.
Дочь. Не хочу я тратить выходной на поездку к зануде тете Маше.
Мама. Мы поедем. Мне все равно, что ты думаешь.
Ситуация 2. Межличностная.
Друг. Где ты была вчера?
Ты. Не твое дело.
Друг. Ладно, в таком случае не проси меня ни о каком одолжении.
Ситуация 3. Школа.
Учитель. Ты убираешь сегодня кабинет № 15.
Учащийся. Почему именно я, я не дежурный?!
Учитель. Потому что я так сказал.
Какие слова делают ситуацию конфликтной?
Конфликтной ситуацию делают категоричные слова, которые отрицают продолжение какого-либо дальнейшего разговора и поиск решения. Люди, которые произносят эти слова, считают, что их мнение абсолютно правильное, и не согласны выслушивать другие мнения. В первом случае это слова мамы: «Мы поедем. Мне все равно, что ты думаешь». Во втором случае — слова: «Не твое дело». В третьем — слова учителя: «Потому что я так сказал».
Задание 33. Прочитайте описание ситуации. Андрей — вратарь в спортивной команде. Тренер заменил Андрея на другого игрока, восьмиклассника. Андрей считает, что это несправедливо, так как он опытнее и к тому же девятиклассник. Разыграйте разговор между тренером и Андреем.
Тренер — руководитель, который отвечает за результат команды. Он опытен и обычно лучше знает, что надо делать в каждой конкретной ситуации. Если Андрею непонятно, почему его заменили, надо после матча спокойно спросить об этом у тренера. Причины могут быть самыми обычными: результат уже обеспечен, и надо дать набраться опыта более молодому игроку; психологическое состояние Андрея не позволяет ему уверенно играть, и в игре были допущены серьезные ошибки; неточное выполнение тренерских указаний.
Задание 34. «Волшебные» слова. Одним из способов предотвращать конфликты является умение говорить «волшебные» слова. Вспомним «волшебные» слова и выражения: «извините за беспокойство», «прошу прощения», «простите», «пожалуйста». Какие еще «волшебные» слова для извинений вы знаете? В каких случаях их необходимо говорить?
Эти слова надо использовать всегда, если допущена неловкость, если куда-либо опоздали, не выполнили или неточно выполнили обещание, доставили кому-либо неудобство.
Можно использовать и другие «волшебные» слова: «простите за неудобство», «я виноват, извините, пожалуйста», «прошу меня извинить» и др. Наилучший результат достигается, если эти слова сопровождаются дружелюбной улыбкой.