Анализ стихов Маяковского

Литературоведческий анализ.

Творчество выдающегося русского поэта Владимира Вла­димировича Маяковского подразделяется на три крупных блока, соответствующие трем периодам его жизни. Остро ощущая перемены общественной среды, Маяковский верил, что пишет не ради себя и не ради искусства, но по социально­му заказу. Творчество дореволюционного периода отличает­ся резким протестом против существующего государственно­го устройства. Этот протест принимает форму форсированной до крика исповеди поэта, ужасающегося надвигающемуся апокалипсису. В таком ключе создавались трагедия «Влади­мир Маяковский» (1914), поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916) и «Человек» (1916-1917).

В это время закладываются основы творческого подхода Владимира Маяковского. Поэт смело отказывается от канонов стихосложения, полагая, что революционное время требует нового написания стихов. Маяковский даже берется утверж­дать, что Пушкин, окажись он в 1917 г., как подлинно рево­люционный поэт забросил бы свой ямб и примкнул к футу­ристам. Рифма в строфе может находиться не только в кон­це, но и в середине, и в начале. Это позволяет размещать сло­ва на странице «столбцом» и «лесенкой». Произведения Мая­ковского рассчитаны не только на слуховое, но и зрительное восприятие — для поэта очень важно графическое размеще­ние строк на листе. Этот подход во многом определен влияни­ем друзей — художников из группы «Бубновый валет». Рабо­чий лексикон поэта полон грубых выражений, рассчитанных на шокирование, эпатаж публики как способ ее пробуждения.

После Октябрьского переворота 1917 г. Владимир Вла­димирович переключается на новую тему, которой стано­вится сотворение образа социалистического миропорядка. В этом ключе написаны пьеса «Мистерия-буфф» (1918), по­эмы «150000000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927). Эти произведения полнее всего отразили позицию Маяковского, его идеалы, его восхищение вождем пролетариата — Лениным. В поэме «Хорошо!» поэт прослав­ляет все феноменальные достижения, которых в рекордно короткие сроки удалось добиться после свержения царизма.

Поэт по-прежнему старательно работал над стилем, под­чиняя его требованиям эпохи и творческих масс. По этой причине язык произведений Владимира Владимировича от­личают грубость, четкость и прямолинейность. Это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», служившей интересам «атакующего класса».

К эпосу о новой действительности относится в извест­ной степени и любовная лирика. Хотя в это время поэт за­явил, что «теперь не время любовных ляс», он тем не менее не раз касался любовной темы, в том числе в 1923 г. создал крупнейшее свое произведение в этом ключе — поэму «Про это». В любовной лирике Маяковский продемонстрировал попытки найти модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений жен­щины и мужчины. В основу своих воззрений на отношения полов поэт положил свой роман с Л. Брик, которой посвя­щены многие из его произведений.

В заключительный период творчества в произведениях Маяковского проявляется трагически нарастающее ощу­щение порочности сложившейся в Советском Союзе поли­тической системы. Еще раньше Маяковский критиковал бюрократизм (стихотворение «Прозаседавшиеся», 1922), а теперь выступил его строгим и непреклонным обличите­лем: Владимир Владимирович пишет сатирические пьесы («Баня», 1929), начинает поэму «Во весь голос» (1930) и го­товит материал для поэмы «Плохо».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.