Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это вершина творчества поэта. Он по праву получил высокую оценку В. Г. Белинского: «Онегина» можно назвать энцик­лопедией русской жизни и в высшей степени народным про­изведением…» Создание «энциклопедии» подразумевало многосторонний охват реальной действительности. Рамки повествования о жизни главного героя необходимо было расширить. Этой цели отвечает включение лирических от­ступлений и органическое вплетение в систему персонажей образа Автора. Размышления Автора и представляемые им описания занимают в структуре романа в стихах достаточно значимую часть. Это не вставки в эпический текст, а отрыв­ки единого авторского монолога на самые разные темы: ли­тературная, светская жизнь, любовь, свобода, дружба, при­рода, родной язык и т. д. Именно благодаря лирическим от­ступлениям формируется образ Автора, который объединяет в себе и черты стороннего повествователя, и представителя молодого поколения, уже успевшего излечиться от недугов, от которых страдает Евгений Онегин. Образ Автора не явля­ется статичным. Если в первых главах он предстает несколь­ко беспечным и шутливым персонажем, то в заключитель­ных — голос автора исполнен горечи. Размышления лишены легкости и веселья.
Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Оне­гин». Сам образ повествователя получает автобиографиче­скую основу, подтверждение чему мы находим уже во второй строфе первой главы:

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа Без предисловий сей же час Позвольте познакомить вас…

Петербург, в котором родился Онегин, хорошо знаком Автору. Но при этом он не забывает иронически уточнить такой биографический момент, как ссылка, на которую на­мекает в строчках:

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Действительность, включаемая поэтом в повествование романа, придает достоверность миру вымышленному.

Годы детства и юности героя Автор представляет доста­точно точно, так как и сам он когда-то воспитывался в таких традициях:

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…

Вывод о том, что образ жизни онегинского поколения известен Автору изнутри, можно сделать, проанализировав рассыпанные в разных строфах реплики, в которых Автор проводит сравнение или обобщает.

Развлечения Онегина также хорошо знакомы повество­вателю. Театр, куда «злой законодатель» и «почетный граж­данин кулис» летит, чтобы развеять скуку, много значит для Автора, потому с легкой грустью о прошедших днях он го­ворит:

Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Посещение званых вечеров становится еще одним сред­ством борьбы со сплином у Онегина, молодые годы Автора также были наполнены радостью от данного времяпрепро­вождения:

Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний И для вручения письма.

Дружба между Автором и Онегиным зарождается в тот момент, когда «русская хандра» превращает Евгения в «от­ступника бурных наслаждений». Сближению способствует родство внутренних переживаний, через которые пришлось пройти обоим:

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой Фортуны и людей

На самом утре наших дней.

Пройдя теми же путями, что и герой, Автор хорошо его понимает. И хотя между Автором и героем романа так много общего, сближающего, сам Пушкин отмечает существенные различия:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…

Цинизм Евгения в сфере чувств (вспомним, как хоро­шо знал герой науку страсти нежной), его безразличие к красоте природы, литературе, театру («всех пора на сме­ну») никогда не позволят сказать, что Онегин — портрет Автора. Герой романа в стихах находится еще в том со­стоянии опустошенности и тоски (когда нет «цели в жиз­ни», нет «труда», придающие жизни осмысленность), ко­торое уже смог преодолеть Автор, найти себя в жизни и верно служить своему призванию. Финал произведения открыт, и дальнейшая судьба героев остается читателю не­известной. Этот факт придает драматическому финалу жизнеутверждающий тон, передает надежду Автора на лучшее будущее.

Голос Автора вносит в произведение особую эмоциональ­ную приподнятость и сближает читателя с внутренним худо­жественным пространством и героями романа.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.