Сочинение на тему: НАРОДНОСТЬ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

НАРОДНОСТЬ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Крупнейшее и самое значительное произведение великого русского поэта Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является не только остросоциальным произведением, но еще и ярким, красочным и реалис­тичным описанием жизни русского крестьянства. По­эма выстроена таким образом, что семеро мужиков, от­правившиеся на поиски главной цели любого челове­ка — счастья, оказываются на вторых ролях. Они, хотя и появились перед читателем в самом начале как глав­ные герои, затем уступили место другим персонажам, которых можно, в свою очередь, объединить в некий грандиозный и многоплановый образ народности.

В нашем понимании слово «народность» может быть применено в двух значениях.

Первое значение — это нация, культура, общество. Второе — это свойство, присущее произведению, де­лающее его понятным и интересным не только для не­коего круга избранных читателей, но и почти для каж­дого, кто заглянет на его страницы. При этом совер­шенно неважно, к какому сословию принадлежит этот читатель.

По отношению к поэме «Кому на Руси жить хоро­шо» термин «народность» применим в обоих значени­ях. Поэт анализирует в своем произведении состояние общества, раскрывает психологию представителей различных его слоев, их взаимоотношение. Вместе с этим поэма написана языком живым, почти что раз­говорным, совершенно лишенным непонятной просто­му человеку велеречивости. Языковое богатство ее также огромно — поэт охотно употребляет многочис­ленные просторечия, диалектные и архаичные слова: «фалетур» — форейтор, «наян» — нахальный, назой­ливый человек, «дормез» — тяжелая карета со спаль­ными местами. Порождаемый таким образом нацио­нально-народный колорит украшает поэму и придает ей совершенно неповторимый облик.

Рассматривая народность в первом значении, Не­красов создает многочисленные образы разной важнос­ти и значительности. Их роднит между собой живость описания и достоверность. Наверняка Некрасов не один раз и не два сталкивался с людьми, подобными тем, ко­торых он впоследствии опишет в своей поэме.

Персонажи поэмы вводятся автором не только для того, чтобы отвечать на ее заглавный вопрос. Они, то­же по воле автора, формируют его позицию в отноше­нии того, кто является настоящим представителем русской народности.

Поскольку Некрасов всегда отрицательно оценивал ситуацию в государстве, а также считал помещичье землевладение наряду с церковными вольностями ис­точником всех бед простого народа, мы получаем не очень-то лицеприятные портреты представителей дан­ных социальных групп.

Священник, которого автор описывает в поэме, яв­ляется типичным представителем сельского духовенст­ва, жившего за счет своих прихожан. Тем самым созда­валось ощущение того, что служители церкви живут едва ли не подаяниями. Однако на самом деле сельский церковный приход — это отнюдь не только крестьянст­во. Это еще и помещики, землевладельцы. Благодаря им пожертвования на церковь зачастую достигали бас­нословных размеров.

Во всяком случае так было тогда, когда крепостное землевладение еще не достигло кризисного состояния, и потому сельская жизнь была не менее достаточной и престижной, чем городская. Впоследствии, когда кре­постничество изжило себя, стало убыточным, стало тормозить развитие общества, богатые люди стали больше обращать внимания на город.

О тех славных для церкви временах, когда богатст­во помещиков так или иначе оседало в их руках, поп — герой поэмы вспоминает с ностальгией:

А ныне уж не то!

Как племя иудейское,

Рассеялись помещики.

Теперь уж не до гордости Лежать в родном владении,

Да и владенья многие Барышникам пошли.

На эти слова священника Некрасов не упускает возможности заметить устами героев, что все это ли­цемерие и на самом деле духовенство ведет образ жиз­ни, который можно назвать процветающим. Во многом автор прав, но на самом деле общий упадок хозяйства коснулся и священников. В отдельных приходах духо­венство жило едва ли намного лучше простого кресть­янина.

Помещик автором тоже был выбран очень типич­ный — кичащийся своей голубой кровью и многолет­ней родословной. Ничего, что дворянство было получе­но за непочетную службу, а кое-кто из предков был преступником. Главное, существуют соответствующие записи в книгах дворянского собрания.

Оптимизма в мировоззрении Гаврилы Афанасьеви­ча Оболта-Оболдуева ничуть не больше, чем у священ­ника. Только он горюет скорее о тех временах, когда его власть в поместье была неограниченной, когда для своих крепостных он был превыше царя и Бога. Отме­на же крепостного права существенно урезала его пра­ва, нанесла, по меркам дворянским, оскорбление, по­ставив помещика значительно ниже по отношению к простому крестьянину, нежели ранее:

Порвалась цепь великая —

Теперь не бьем крестьянина,

Зато уж и отечески Не милуем его.

Помещик Оболт-Оболдуев сильно оскорблен и уни­жен таким положением — рано или поздно наступит время, когда его временнообязанные крестьяне станут собственниками земли и придет конец его привилеги­рованному положению.

Но если Гаврило Афанасьевич способен принять, пусть и скрепя сердце, существующее положение дел, то другой значительный персонаж поэмы — Утятин, лишившийся разума и полупарализованный, живет в выдуманном для него замкнутом мирке. «Изобретате­ли» этого мирка — наследники, желающие добраться до богатств Утятина. Несмотря на былое свое самодур­ство, больной и полусумасшедший Последыш-Утятин вызывает жалость. Он стал жертвой интриги, но нахо­дится в неведении относительно замыслов родни. Он похож на муху в паутине.

Спектакль, разыгрываемый наследниками, вынуж­дены поддерживать также и бывшие крепостные крес­тьяне Утятина. Им за это обещают пойменные луга по Волге, которые были владением князя. Эти луга — очень ценная земля. Затапливаемые по весне разлив­шейся рекой, летом они дают богатейший сенокос. А для крестьянина всегда было очень важным, если не глав­ным, обеспечить скотину кормом на зимнее время. Пла­та за притворство кажется крестьянам удовлетвори­тельной. Беда лишь в том, что наследники князя не очень-то и собираются выполнять условия договора:

А за луга поемные Наследники с крестьянами Тягаются доднесь.

Таким образом, Некрасов высказывает свое невысо­кое мнение о помещичьем и духовном сословиях России. Он полагает, что истинными носителями русской народ­ности являются в значительно большей степени простые люди, представители прежде низшего класса. В под­тверждение своей мысли он демонстрирует нам целую галерею положительных и вызывающих симпатию обра­зов выходцев из народа. Важнейшими из них, безуслов­но, являются Савелий и Матрена Тимофеевна.

Савелий превозносится Некрасовым как настоящий русский богатырь. Поступок, за который Савелий по­пал на каторгу, становится, таким образом, аналогом былинного подвига, как бы проявлением готовности да­же ценой смерти отстоять свободу.

Образ Савелия, почти столетнего старика, значи­тельно приукрашен автором. Некрасов создает вокруг него ореол таинственности и уверенности. Савелия можно сравнить с таким знаменитым героем русского фольклора, как Илья Муромец.

Матрена Тимофеевна также преподносится читате­лю, как героиня в полном смысле этого слова. Она дей­ствительно ведет жесточайшее сражение за собствен­ную жизнь с безжалостными обстоятельствами.

Выданная замуж на чужбину, Матрена становится для семьи мужа просто лишним ртом, не встречает ни любви, ни сочувствия.

Впоследствии Матрена ужасным образом теряет своего сына, ее мужа забирают незаконно в рекруты — то есть обстоятельства безжалостно берут ее на излом.

Потрясающую твердость проявляет в сложившихся условиях эта женщина. Никакие трудности не могут ее согнуть. Читатель может только восхищаться этой ге­роической женщиной вместе с Некрасовым.

Даже прозвище Матрены Тимофеевны дано ей не просто так. Губернаторшей женщину стали называть тогда, когда, защищая своего мужа Филиппа от рекрут­чины, она сумела пробиться к супруге губернатора и от­стоять свою правду. И хотя сама Матрена Тимофеевна говорит, что женщины счастливой на Руси не сыскать, все-таки читатель проникается ее внутренней силой и живостью созданного Некрасовым персонажа.

Некрасов выстраивает свою поэму таким образом, что получается постоянное противопоставление крестья­нина — простого человека и правящих слоев — помещи­ков, попов, чиновников. Причем власть имущие практи­чески не вызывают симпатии. По мнению Некрасова, они давным-давно растеряли свой жизненный и творчес­кий потенциалы, стали тормозами на пути прогресса. Все персонажи поэмы, которые облечены властью над крестьянами, полностью лишены воли к жизни, стремле­ние к творчеству, которыми обладает народ.

Некрасовские простые люди являются истинными носителями народности. Они привыкли не просто тер­петь трудности и невзгоды, а могут побеждать их, от­стаивать себя и помогать другим. Дух взаимовыручки, чувство локтя, умение сплотиться — вот черты простого народа. Иллюстрацией тому является история мельника Ермилы Гирина, которому срочно понадобились деньги, чтобы отстоять в суде мельницу. Люди доверяли Гири­ну, и он собрал даже больше, чем рассчитывал. Но он не просто выпросил, забрал деньги у других, как это сдела­ли бы другие. Его поступок благороден:

Глядеть весь город съехался,

Как в день базарный, пятницу,

Через неделю времени

Ермил на той же площади

Рассчитывал народ…

Рубль лишний, чей — бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал:

Чей рубль? да не нашел…

Отдал тот рубль слепым.

Народ умеет быть честным не во имя каких-то вы­думанных законов дворянской совести, а чисто по-че­ловечески.

Народность поэмы выражается не только в ее до­ступности каждому, но и в построении, в яркости и сочности языка.

Поэма представляет собой нечто вроде сказки, по­добную тем, какие можно было услышать от бродячего сказителя. Это увлекательное повествование с элемен­тами волшебства, местами смешное, местами грустное. В ткань поэмы поэт талантливо ввел массу народных прибауток, песен и легенд.

Саму поэму, кстати, тоже можно петь. Она написа­на в очень мелодичном ритме, местами слегка изменя­ющемся и как бы требующим, чтобы здесь не читали, а пели. Можно с уверенностью говорить, что даже гра­мотный крестьянин не принял бы «Кому на Руси жить хорошо» за высокопарное поэтическое творение, пус­тую потеху искушенной публики. Поэма содержит в себе множество вещей, насущных для труженика се­ла, в ней рассказывается о том, что наболело практи­чески у каждого человека.

Таким образом, народность в поэме двойственна. Это и социальная подоплека произведения, и его язы­ковая, традиционная схема. Некрасов смог сделать то, чего не удавалось очень многим. Он написал воистину народное произведение.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.