Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики но­сит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие сти­хотворения на тему поэта и поэзии создаются А. С. Пушки­ным по мотивам известных сюжетов, однако поэт их перера­батывает и иначе расставляет акценты, придавая произведе­нию современное звучание, а известной теме — свое толкование.

Тема поэта и поэзии в раннем творчестве А. С. Пушки­на. Тема предназначения художника волновала поэта на протяжении всей жизни, и стихотворения данной темати­ки появляются еще в ранний период творчества А. С. Пушки­на: «К другу стихотворцу» (1814), «К. Жуковскому» (1816), «К портрету Жуковского» (1818), «Деревня» (1819) и др. Автор начинает задумываться о своей роли в жизни обще­ства и мечтает о даре воздействия на людей поэтическим словом:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

«Деревня» (1819)

А. С. Пушкин неслучайно награждает «дар Витийства» эпитетом «грозный», намечая тем самым мотив гражданско­го служения поэзии.

Эволюция темы. В последующем творчестве тема полу­чает свое развитие и новое осмысление.

Стихотворение «Пророк» (1826) в основе имеет библейский сюжет о пророке Исаии и продолжает традиции М. В. Ломо­носова и Г. Р. Державина. Служение поэзии, по мнению А. С. Пушкина, сродни высокой деятельности пророка. Лирический герой, «духовной жаждою томим», проходя через мучительное преображение, получает от шестикры­лого Серафима не только «вещие зеницы», но и цель собст­венного пути:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Через боль и смертные страдания к герою приходит очи­щение от человеческой слабости. Особую экспрессию здесь создает прием антитезы, используемый А. С. Пушкиным, чтобы подчеркнуть разительность перемен: язык «греш­ный», «и празднословный и лукавый» — «жало мудрыя змеи»; «сердце трепетное» — «угль, пылающий огнем» и др.

Поэт, перерождаясь морально и физически, платит дорогую цену за право нести Слово людям. Гуманистическая идея пророческой деятельности Поэта продолжает желание, высказанное А. С. Пушкиным еще в «Деревне»:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури и грозы, звучит в стихотворении «Арион» (1827), в ос­нове которого лежит легенда, переданная Геродотом и пре­ображенная Пушкиным в сюжет о крушении пловцов-декабристов. Даже гибель «кормщика» и «пловца» не может заставить замолчать голос спасшегося:

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), Поэту» (1830) продолжают развитие темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и декларируют идею свободы и независимости поэта от светской толпы, глухой и равнодуш­ной к истинному творчеству:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира Не клонит гордой головы…

«Поэт»

Миссия Поэта — служить вечным ценностям и идеалам, не обращая внимания на «суд глупца и смех толпы»:

Ты царь: живи один.

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

«Поэту»

Поэт должен иметь чуткую душу, чтобы слышать «боже­ственный глагол». Лишь Всевышний, дающий поэтический дар человеку, вправе беспристрастно оценить, как этим со­кровищем распоряжается его избранник.

В 1831 г. А. С. Пушкин создает стихотворение «Эхо», в котором сравнивает Поэта с «откликом в воздухе» …«всяко­го звука», проводя мысль о нерасторжимости художника с жизнью, его окружающей. Отрешиться от действительности истинный творец не может.

Тема поэта и его назначения достигает апофеоза в стихо­творении «Я памятник себе воздвиг…» (1836). Здесь А. С. Пуш­кин продолжает тему Ломоносова, который первый перевел оду Горация «К Мельпомене» на русский язык, а также Дер­жавина, подражавшего ей в своем стихотворении «Памят­ник». Пушкин дает свое понимание «нерукотворного памят­ника». Как итог размышлений о назначении Поэта звучит предпоследняя строфа стихотворения:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.