ВЛАСТЬ ДЕНЕГ. БАЛЬЗАК

Критические реалисты Западной Европы XIX века пер­выми забили тревогу по поводу неуклонного нарастания потребительских ценностей в обществе, которое куль­тивирует иллюзию, будто, достигая финансового бла­гополучия и популярности в высшем обществе, человек становится счастливым. Следуя такой общественной установке, герои Оноре де Бальзака, люди молодые и чи­стые душой, делают главной целью и смыслом жизни получение места под солнцем французского света и удо­влетворение самых смелых материальных притязаний. Писатель же в каждом романе «Человеческой комедии» предупреждает: этот путь ведет к разрушению лично­сти и, как следствие, к гибели души.

Пожалуй, главный вопрос, который ставит перед сво­ими читателями Бальзак, — это вопрос о причинах столь безоглядной жажды богатства и славы, которая неизмен­но начинает обуревать молодых мечтателей с изначально прекрасными жизненными интересами и целями. Что ин­тересно, таким же полным надежд юношей пришел в лите­ратуру и сам Бальзак.

Первый роман будущего великого писателя — «Шаг­реневая кожа» был написан в 1830 году, когда за плечами лорда Роона и Ораса де Сент-Обена (под такими псевдони­мами свой путь начинал Бальзак) числилось немало «арте­фактов» бульварной литературы, написанных в соавторстве и самостоятельно. Не желая работать на юридическом поприще, Бальзак отдался во власть строптивой литера­турной фортуны. Опыт создания «низовых» произведений, действие которых характеризуется типичными для пере­ходного от сентиментализма к предромантизму периода приметами (монастыри, тайные рукописи, неожиданные находки и др.), широкое использование мистификаций, позволяющих лихо «закрутить» интригу, — все это приго­дилось создателю «Шагреневой кожи».

Использование романтического элемента — исполняю­щая желания волшебная кожа, приобретенная персонажем в лавке древностей, — позволяет Бальзаку раскрыть абсолютно реалистический конфликт, воссозданный с глу­боким психологизмом. Центральный образ романа — Ра­фаэль де Валантен, который оказывается первым в череде бальзаковских героев, кто проходит путь от страстного романтика с горящими глазами к духовно опустошенному эгоисту-цинику. При этом динамика внутреннего разло­жения персонажа подана писателем на панорамном совре­менном фоне. Обусловленность духовной деградации героя средой, в которой он живет и действует, и обстоятельства­ми, под воздействием которых «перерождается», показана Бальзаком с яркой убедительностью реалиста.

«Человеческая комедия» и стала той реалистической моделью мира, которая определила пути развития одно­именной художественной системы в литературном про­цессе XIX века. Критическая интонация при этом оказы­вается доминантной в эмоциональном отношении автора к изображаемым персонажам и явлениям. Разделив свое масштабное эпическое полотно (число героев достигает 4 тысяч!) на три части — «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды», — Бальзак выступил как писатель, с философских позиций анализирующий причи­ны падения современных нравов.

Стремясь осмыслить природу власти денег над челове­ком XIX века, те глобальные причины, которые привели к разрушению личности, сделав ее заложницей сиюминут­ных потребностей и ложных социальных запросов, Бальзак в каждом своем «этюде» подчеркивает призрачность мате­риальных ценностей и общественной популярности перед лицом смерти. Трагическая обреченность человека, служа­щего «золотому тельцу», передана писателем-реалистом на­столько доказательно и масштабно, что не остается факти­чески никакой надежды на выход из замкнутого порочного круга. Пожалуй, поэтому в «Человеческой комедии» нет места персонажам-детям (символ будущего), не изобража­ются светлые стороны жизни общества, не представлен так называемый «положительный идеал». Бальзак критикует действительность и человека в ней, но его главная гумани­стическая цель — предостеречь личность от незаметной для нее самой гибели под тяжким бременем легкой потреби­тельской ноши. И это предупреждение писателя-реалиста как нельзя более актуально звучит и сегодня.